Можно бесконечно долго смотреть на 3 вещи: как горит огонь, как течёт вода и как США вводят санкции в отношении РФ. Руководству США, видимо, очень нравится процесс, ведь введение новых санкций либо продление уже существующих происходит несколько раз в году. Министр финансов США Стивен Мнучин вчера заявил, что в ближайшие недели в соответствии с законом CAATSA будут введены новые ограничительные меры в отношении России.

CAATSA или Countering America's Adversaries Through Sanctions Act («Акт о противостоянии противникам Америки посредством санкций») — федеральный закон США, принятый конгрессом и подписанный президентом в 2017 году. Как следует из названия, касается не только России, но ещё и Северной Кореи и Ирана. Законом вводятся санкции против российских организаций и граждан, якобы причастных к кибератакам против США.

Уже в октябре Госдеп США представил список из 33 компаний, на которые предлагалось распространить действие закона. Список, по сути, представляет перечисление наиболее значимых предприятий и компаний российского ОПК, что и выдаёт истинную направленность закона. Нет, разумеется, можно допустить, что какие-то российские организации и граждане действительно причастны к кибератакам в США. Однако какое отношение к ним имеет, скажем, Мытищенский машиностроительный завод, выпускающий гусеничные шасси для российской бронетехники?


То, что санкции не следствие внешней политики РФ, а метод внешней политики Америки, подтверждает, кстати, сам Минфин США. Так, неделю назад в Минфине отказались распространять режим санкций на выпуски облигаций госдолга России, как предлагали сделать конгрессмены. И даже объяснили, почему: «Магнитуда последствий расширения санкций на суверенный долг [России] и его деривативы неизвестна, а результатом такого расширения может стать негативное влияние и на Российскую Федерацию, и на американских инвесторов и бизнесы». При этом в документе содержится намёк, что если в Европе соберутся таким образом бойкотировать российские облигации, то, конечно, пусть бойкотируют на здоровье.

Забавно, что всего спустя неделю ведомство Дэниела Коутса (директор Национальной разведки США) докладывало конгрессу: «Россия будет вести работу по подрыву единства Запада в отношении санкций и поддержки Киеву, но Кремль справляется с санкциями на текущем уровне». Если мы правильно поняли позицию Минфина США, он и сам вполне неплохо справляется с подрывом единства Запада по санкциям, поддерживая лишь те из них, которые в перспективе выгодны самим США.


Что как раз и подводит нас к гипотезе о том, чем на самом деле является эта чехарда с санкциями, которую мы наблюдаем вот уже пятый год. А похожа она на действия Трампа, направленные на подрыв соглашений о Транстихоокеанском и Трансатлантическом партнёрстве. Причём если первое хотя бы было подписано, то второе, что называется, сбили на взлёте. Кого в России затрагивают американские санкции? ОПК, технологические компании вроде «Лаборатории Касперского», добычу углеводородов. И, конечно, банки, которые финансируют первых, вторых и третьих. Т. е. как раз те сферы, в которых Россия исторически конкурирует с США. Выбивается отсюда разве что добыча углеводородов, однако это точка столкновения ближайшего будущего, если вспомнить о планах США выйти на первое место в мире по добыче нефти в ближайшую пятилетку.

Украина же, как страна  классического карго-культа, совершенно не догадывается об истинных причинах и мотивах действий «белых людей из железных птиц». Но хочет им подражать. Поэтому президент Украины Пётр Порошенко заявил о продлении санкций в отношении украинских «дочек» российских госбанков (Сбербанк, ВТБ, ВЭБ).

Зато в Германии, похоже, научились относиться к санкциям творчески: объём торговли между ФРГ и РФ в прошлом году вырос впервые за последние 4 года. Скажем, немецкий экспорт в РФ вырос на 21%.

Кстати, несмотря на заботу Минфина США о том, чтобы интересы американского бизнеса не страдали от санкций, получается это не всегда. Авиакомпания Delta в весенне-летний сезон не возобновит прямые рейсы из Москвы, руководство компании приняло решение отказаться от российского направления: сказалось падение пассажиропотока, наблюдавшееся с 2015 года. Выиграл от этого решения «Аэрофлот» — в компании заявили о запуске дополнительных рейсов в Нью-Йорк и Майями. В Лос-Анджелес начнёт летать борт большей вместимости.

В белорусском концерне «Беллегпром» задумались об улучшении кооперационных связей между предприятиями легпрома для общего повышения экспортного потенциала. «Наши возможности позволяют ежегодно увеличивать экспорт на 3%. Поэтому надо продолжать развивать товаропроводящую сеть. Сейчас в ней насчитывается около 760 объектов. По итогам 2020 года есть возможность и ресурсы увеличить их количество до девяти сотен», — заявил первый зампред концерна Вячеслав Мирусин. Что это означает на практике? Скажем, концерн будет активнее сотрудничать с предприятиями, подчинёнными Минсельхозу РБ, в сфере поставок кожи и пушнины, с «Белнефтехимом» (химические ткани и волокна), а также будет способствовать взаимовыгодному сотрудничеству текстильных и камвольных предприятий. Напомним, в 2017 году «Беллегпром» продал на внешние рынки продукции на сумму 565 млн долларов, не считая продукции, вывезенной туристами в частном порядке. Радует и то, что вместе с ростом экспорта падает и количество убыточных предприятий концерна (–38,5% за прошлый год).