«Нафтогаз Украины» продолжает жить в какой-то своей реальности. Несмотря на то, что ещё 1 марта в «Газпроме» заявили, что намерены расторгнуть действующие между двумя компаниями соглашения (на транзит газа в Европу и на поставку газа на Украину), коммерческий директор «Нафтогаза» в эфире телеканала ZIK заявил, что в ближайшее время «Газпром» получит письмо с предложением о начале переговоров по пересмотру тарифа на транзит природного газа. Напомним, данное требование содержалось также в иске «Нафтогаза» к «Газпрому», решение по которому стало известно 28 февраля, и оно обязало российскую компанию выплатить украинской стороне 4,6 млрд долл. компенсации за уменьшение объёмов транзита (2,56 млрд долл. с учётом взаимозачёта платежей). Однако арбитраж как раз отказался удовлетворить требование по пересмотру тарифа.


Самое паскудное в этой истории — мотивация руководства, действующего исключительно в собственных интересах, тогда как «Нафтогаз» – компания, от которой напрямую зависит украинская промышленность. В былые времена, когда «Нафтогазу» удавалось заключать выгодные соглашения на поставку газа, это позитивно отражалось на экспорте Украины, поскольку делало украинскую продукцию конкурентоспособной. Зависит от «Натфогаза» и благополучие украинских граждан — их расходы на коммунальные услуги, а также экономическая ситуация в целом, поскольку стоимость коммунальных услуг — важный фактор инфляции.

Однако для нынешнего руководства есть лишь одна забота, а именно показатели прибыльности, ведь от этого напрямую зависят получаемые ими бонусы. А то, что в результате достижения этой самой прибыльности компании приходится покупать газ с переплатой (даже четырёхратной), что уже безнадёжно испорчены с основным поставщиком газа, — их это волнует мало.

На самом деле даже расторжение  договора о транзите, строительство «Северного потока — 2» и связанная с этим потеря «Нафтогазом» примерно 2 млрд долл. дохода от прокачки российского газа в Европу компанию не волнуют. Потому что, согласно нормам 3-го Энергопакета ЕС, в ближайшем будущем «Нафтогаз» ждёт процедура т. н. анбандлинга. Проще говоря, компанию разделят по сферам деятельности. И транзит потеряет не «Нафтогаз», а компания «Магистральные газопроводы», которой как раз и достанется управление ГТС Украины.

Скверная, в общем, привычка — начинать ценить успехи соотечественников только после того, как им дадут оценку на Западе. Мы ей не подвержены, поскольку всегда с радостью отмечаем достижения Беларуси. А потому и сослаться на мнение иностранцев будет не зазорно. «Мы поражены калибром реформ, которые затеял в последние годы президент Лукашенко. Смелость, амбициозность принятых решений по либерализации криптовалют, созданию свободной зоны "Великий камень", расширение преференций в ПВТ сравнимы, наверное, лишь с реформами Ли Куан Ю в Сингапуре», — считают бывший выпускающий редактор Forbes (США) Том Пост и издатель Forbes Latvia, Estonia, Finland Аркадий Штейманс.


Говоря финансовых результатах ПВТ (выручка за прошлый год превысила 1 млрд долл.), они заявили, что это лишь начало и, по их ощущениям, Беларусь на пороге рывка, похожего на тот, что совершили «азиатские тигры» в начале 90-х. И оборот ПВТ в 3–4 млрд долл. — это реальный результат ближайших лет.

Добавить к этому стоит лишь то, в успехах Сингапура обычно переоценивают значение реформ и недооценивают значение, скажем так, инвестиций, а именно офшорных капиталов от наркоторговли в АТР. Причём Сингапур стал крупнейшей отмывочной базой с ведома и помощью США. И если издатели Forbes уверены, что схожих результатов Беларусь может добиться без наркодолларов и помощи США, значит, действия руководства республики ещё более продуманы и правильны, чем принято считать.

Впрочем, статистика уже подтверждает их слова. Профицит бюджета РБ в январе — феврале составил 1,1 млрд Br. Это уже превысило годовой прогноз профицита бюджета на 2018 год (736 млн Br). Напомним также, что за 11 месяцев прошлого года достигнут профицит 3,4 млрд Br. Однако если экономика Беларуси продолжит развиваться нынешними темпами, то такой результат будет достигнут уже в первой половине июля.

Роскосмос делает первый шаг к общей лунной программе с КНР — подписано соглашение о Центре данных по лунным проектам. С китайской стороны соглашение подписало Китайское национальное космическое управление (CNSA). В дальнейшем стороны, возможно, договорятся о содействии друг другу в лунных миссиях, запланированных на 2022 (Россия) и 2023 (КНР) годы.