— На ваш взгляд, чем
отличаются национализм и патриотизм? Для некоторых это фактически синонимичные
понятия.
— Разница между национализмом и патриотизмом, конечно же,
существует. По крайней мере, так принято, что патриотизм — это любовь к своему
отечеству и желание ему положительного развития. Причём такое развитие
предполагает и то, что необходимо уважать национальные взгляды,
культуру представителей различных народов, проживающих на
территории той или иной страны, и таким образом содействовать общему движению вперёд. Вот всё это, на
мой взгляд, патриотизм.
Что касается национализма, существуют две его формы. Бывают
националисты, которые считают блага только своей нации, но не за счёт других. А
есть крайняя форма национализма, которая уже близка к нацизму, когда
преобладает не любовь к своему народу, а ненависть к другим. Эти две формы
национализма необходимо различать, это принципиальный момент.
Пример крайней формы национализма — события на Украине. Они
якобы любят свой народ, а на самом деле всё сводится к тому, что они ненавидят
всё, что считают не своим. Более того, в своей ненависти и неприязни к другим
они ведут собственную страну к краху. Вот это мы и видим сейчас на Украине.
Именно крайняя форма национализма привела к порождению войны.
— Актуальна ли эта
проблематика для Беларуси?
— С моей точки зрения, в Беларуси проявление патриотизма —
это не только уважение и любовь к своей культуре и представителям других
народов, проживающих в стране. Но признаком патриотизма также является
содействие единству с Россией, укрепление Союзного государства. В таком союзе
Беларусь имеет хорошие перспективы на будущее.
— То есть
националистические взгляды не характерны для белорусов?
— В Беларуси есть две эти формы национализма. Они, к счастью,
не развиты, но всё-таки зачатки такие существуют. У нас есть люди, которые
уважают только белорусскую культуру, понимают её предвзято в отрыве от
общерусской культуры, хотя она является её частью. Они стремятся обособиться,
думая, что это приведёт к какому-то благу для республики.
Есть и зачатки крайней формы национализма, которая уже
отрицает не только право представителей других народов проживать в Беларуси, но
и собственное название «белорусы». Это так называемый «литвинизм», они уже
говорят, что они вообще не белорусы, а литвины и так далее. То есть они
руководствуются абсолютным искажением исторического прошлого белорусского
народа и не видят перспектив в будущем. Собственно говоря, патриот — это тот,
кто понимает, что Беларусь — это часть русской цивилизации, и вместе с Россией
есть положительные виды на будущее. А остальные прикрываются заботой о стране,
а на самом деле, если им дать волю, приведут её к той же катастрофе, которая
произошла на Украине.
— Такой «литвинизм»
несёт опасность для общества?
— Опасность «литвинизма» для общества в том, что это такое
же искажение, извращение национального самосознания, как и на Украине, когда
они называют друг друга «укропами», условно говоря. То есть у нас некоторые
люди создали некий иллюзорный мир, не знают и не хотят знать истинного прошлого
белорусского народа. По их мнению, будущего у Беларуси никакого нет. Для них
главное — оторваться от России и таким образом создать какое-то непонятное
государство. Весь их национализм сводится к русофобии — это в том числе и
отрицание русских корней самих белорусов.
«Литвинизм» базируется на мнении, что во время
литовско-русского государства белорусы назывались литвинами. Но это абсолютно
неправильно, потому что предки белорусов в то время назывались русскими, а
понятие «литвин» — это политическая принадлежность, подданство великих князей
литовских независимо от национальности.
Литвинами были и местное русское население, и литовцы,
татары, кто угодно, то есть это подданные Великого княжества Литовского.
А в итоге отдельные наши граждане пытаются выдать
государственно-политическое понятие, которое уже не существует несколько
столетий, за этническое. Хоть это явление в Беларуси не распространено, но в
условиях информационного общества и незнания частью людей своей подлинной истории
оно может получить распространение. Поэтому к опасности распространения
подобных идей разрушительного направления надо относиться достаточно серьёзно.