В начале 2019 года белорусские власти элегантно решили проблему с митингами оппозиции, сделав их платными. Хочешь протестовать — протестуй, но сперва получи разрешение местных властей, оплати охрану порядка, дежурную бригаду врачей и последующую уборку территории. В противном случае любая акция (пусть даже крестный ход) сталкивается с проблемой законности. Естественно, это поубавило пыл оппозиционеров проводить свои традиционные, приуроченные к культовым для них датам акции. Кроме того, неуслышанными оказались студенты в связи с законом об отсрочках, сторонники смягчения антинаркотических статей, противники верификации комментариев в Сети и другая публика, недовольная «закручиванием гаек».

Сделав из митинга платную услугу, белорусские власти фактически сняли с чайника «свисток» по выпуску пара в обществе. По-настоящему бесплатными остались лишь уличные акции в рамках предвыборных кампаний в Беларуси. Неудивительно, что ещё задолго до начала мало кому интересной кампании по избранию депутатов Александр Лукашенко назвал её «предстоящей вакханалией».

Однако при сборе подписей для выдвижения и до начала активной агитации кандидатов в депутаты ничего подходящего под определение неординарного в республике не происходило. В большинстве своём кандидаты в депутаты оттягивали возможность «вакханалии» на потом, чтобы им дали возможность высказаться, приберегая силы для рывка на финишной прямой.

Три формата акций оппозиции

Лидеров старой оппозиции с обилием в них маргинальных фигур и русофобскими лозунгами интересующиеся политикой белорусы знают в лицо. Потому число желающих идти с ними под БЧБ-флагом год от года практически не меняется. Активных в Минске примерно 300 человек.

Новинкой же нынешних протестов стала их относительная пестрота, то есть возможность ВЫБОРА, к какой оппозиции пойти. Оппозиция неожиданно оказалась многоликой.

НЕХТА

Фактически политическая жизнь в стране начала бурлить с 8 ноября. Вождём-застрельщиком акции выступил популярный в белорусском сегменте youtube-блогер Степан Светлов (НЕХТА), из Польши пригласивший своих подписчиков на площадь Свободы, «гарантировав» им неприкосновенность во время акции, сославшись на закон, разрешающий в период избирательных кампаний подобные акции вблизи пикетов оппозиционных кандидатов.

Сейчас нет смысла подробно останавливаться на данной акции, так как за прошедшую неделю её не разбирал только ленивый. При этом большинство аналитиков назвало её «неудачной». На мой взгляд, они лукавят.


По щелчку пальцев собрать в Минске 500 человек может только чудо, халява или главное орудие Русского мира — Black-star-мафия.

Ещё один показатель успешности мероприятия — заинтересованность людей, наблюдающих за акцией (в прямом эфире) со стороны. Я смотрел стримы со всех мероприятий, и акцию НЕХТА вместе со мной одновременно смотрели ещё 38 тыс. человек. При этом другие акции, речь о которых пойдёт ниже, онлайн смотрели не более 1,5 тыс. человек.

Данная акция запомнилась оригинальным подходом властей, которые с помощью «мягкой силы» и громкой музыки вытеснили протестующих с лобного места в сквер (примечание: на месте сбора участников оказался пикет за провластных кандидатов от «Белой Руси», на котором более ЧЕТЫРЁХ ЧАСОВ без перерыва танцевали около полутора десятков красивых и политически грамотных активисток организации, несмотря на постоянные провокации со стороны участников акции НЕХТЫ и ушлых до разоблачений журналистов иностранных телекомпаний).

Основным пришедшим активом НЕХТЫ оказалась молодёжь старшего школьного возраста и студенты. Теперь за схожесть в роде деятельности (блогер) и пересечение аудитории его стали называть белорусским Навальным. Думаю, это прозвище за ним закрепится.

Акция «Свободных людей» (Статкевич — Халип —Афнагель)

Если непримиримого к властям господина Статкевича и журналистку Ирину Халип в Беларуси знают многие, то координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Евгений Афнагель — лицо в оппозиции относительно новое. Но всё новое — это хорошо забытое старое.

Во время выборов 2010 года он активничал в кампании Андрея Санникова. В феврале 2011-го, дабы избежать ареста, активист выехал за пределы Беларуси. Пять лет он жил в Польше и Литве. Потом вернулся в Беларусь.


Именно он предложил участникам акции НЕХТА через неделю прийти на «Акцию свободных людей» на Октябрьскую площадь в Минске.

То есть он выступил коммуникатором, связующим звеном между той самой бывалой непримиримой к Лукашенко оппозицией и новой порослью, которая пришла митинговать «за хорошего НЕХТУ и против всего плохого».

При этом сам Афнагель, несмотря на то что звал людей на Октябрьскую, на стриме 15 ноября был лицом незаметным. Тон задавали Статкевич и Халип.

Однако в самом начале мероприятия всю акцию чуть не запорол скандальный даже по оппозиционным понятиям режиссёр Алексей Турович, лужёному горлу которого удалось перекричать отбойные молотки коммунальщиков, «неожиданно» пришедших ремонтировать Октябрьскую площадь и устанавливать там главную ёлку страны за полтора месяца до Нового года. Творческая натура Туровича, по-театральному переигрывая, принялась бессвязно причитать обо всём на свете, но закончил он на коленях, в слезах соглашаясь встретиться с Лукашенко (будто тот спит и видит, как бы ему заполучить аудиенцию с Туровичем), чтобы встать перед ним на колени и уговорить его не запускать Белорусскую АЭС.


Турович — личность отталкивающая, так как однажды он уже отсидел в тюрьме, но, в отличие от Статкевича, у него была далеко не политическая статья, а доказанные эпизоды по педофилии, причём, что особенно неприглядно для разных там «христианских демократов», он был замечен в связи с несовершеннолетними мальчиками.

Сюрприз «от коммунальщиков» удался, и вся компания решила переместиться от шума отбойных молотков с Октябрьской на площадь Свободы.

Там, у дверей городской ратуши, Николай Статкевич и Ирина Халип провели импровизированный митинг, давая высказаться всем желающим. Однако смотреть на выступления участников этой акции даже после восторженных школьников НЕХТЫ было как-то совсем неинтересно. Видимо, поэтому на встречу к мастодонтам оппозиции пришли не 500, как к НЕХТЕ, а всего чуть более ста человек. Со стороны было видно, что многоопытный и харизматичный Статкевич не умеет и не может удерживать внимание собравшихся так, как это за неделю до него делали блогеры, стоявшие буквально на том же месте.

«Молодёжный блок»

Накануне выборов, 16 ноября, в Минске проявил себя и «Молодёжный блок», идущий на выборы по шести округам столицы, по одному из Могилёва и Бреста. Активисты этого движения собрались на «тусовочной» Зыбицкой улице, устроив там импровизированный концерт в поддержку своих кандидатов.

Активисты «Молодёжного блока» идут на выборы с повесткой закона об отсрочках от армии, смягчения «наркотической» статьи 328 и принудительным распределением выпускников.

Молодые люди и их сторонники вышли с хипстерскими лозунгами: «За наши и ваши сосиски», «Ха-ха, я тут живу», «Потребитель — не преступник», «Отсрочку — в рассрочку» и другими.

Во время акции, собравшей от 50 до 100 человек, молодые люди иронично скандировали: «Даёшь налог на воздух» и «Мы любим КГБ».

«Многие из нас родились в семьях рабов. Рабы были наши родители, но мы не рабы!»; «Каждый из нас стоит 10 бээрэсэмовцев, потому что каждый из нас приходит сюда не за отгулы и шоколадки, но для того, чтобы сделать Беларусь будущего»; «Своей любовью и праведной ненавистью мы всё здесь изменим!» — вот примерный набор тезисов из их выступлений.

Активисты движения заранее позаботились об аппаратуре и увеселительных мероприятиях во время пикета. Вся агитационная акция сопровождалась живой музыкой под гитару с хорошими колонками, злободневным рэпом про Беларусь и автозаки на белорусском языке.

Во время этого буйного веселья молодых людей в 500 метрах от них проходила очередная акция «Свободных людей», на которую пришли около 100 человек. На этот раз тон там задавал тот самый Евгений Афнагель, который повёл собравшихся к зданию парламента, где для подведения итогов голосования соберётся Центральная избирательная комиссия. Под окнами ЦИК протестующие обвинили Лидию Ермошину в фальсификации предварительного голосования. Затем с призывами сниматься с выборов кандидаты в депутаты и их доверенные лица сожгли около десяти свидетельств о регистрации. 

Вместе с тем с 12 по 16 ноября в Беларуси продолжалось досрочное голосование за кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания 7-го созыва.

За пять дней участие в выборах приняли 35,77 % от общего числа избирателей. Об этом сообщает пресс-служба Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Наиболее высокая явка была в Гомельской области — 39,41 %.

В остальных регионах показатель явки составил:

  • Витебская область — 38,26 %;
  • Брестская область — 33,67 %;
  • Гродненская область — 36,50 %;
  • Минская область — 37,49 %;
  • Могилёвская область — 39,11 %;
  • Минск — 28,56 %.

Всего проголосовать на текущих парламентских выборах имели право около 6,9 млн человек.

Итоги предвыборной кампании

Возможностью пикетировать, чтобы выразить свой протест действиям властей, воспользовалась не только традиционная внесистемная белорусская оппозиция, но и абсолютно аполитичная до этого молодёжь, во главе которых были новые лидеры мнений — блогеры. Помимо акций в Минске, им удалось организовать подобные мероприятия в Гомеле и других городах. И это несмотря на то, что многих популярных блогеров властям с помощь превентивных бесед и задержаний удалось нейтрализовать ещё до акций протеста. Другая часть известных (системных) оппозиционеров, например Мотолько и Пальчис, держалась на этих акциях (внесистемной) оппозиции подчёркнуто в стороне, и вместе с тем в Минском метрополитене появились плакаты, рекламирующие Кастуся Калиновского и националистические коммерческие бренды.

В итоге акции традиционной оппозиции оказались в меньшинстве, появилась другая (молодая) оппозиция с новыми лицами и лозунгами, которая провела «пристрелку» с электоратом. При этом проявляли креатив и власти, спонтанно организовывая на месте пикетов параллельные акции, дорожные работы или прочие «внезапные» трудности непредвиденного характера.

Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что нынешние выборы для власти и оппозиции стали бодрой репетицией к выборам президента в августе 2020 года. Выводы из нынешней «вакханалии» сделают обе стороны; к лету и те и другие непременно придумают что-то новое.