Что касается российской линии Германии после избрания Меркель, то в общих чертах она уже сформулирована в коалиционном соглашении, черновик которого попал в сеть в начале февраля. В документе говорится, что Германия крайне заинтересована в хороших отношениях и развитии экономических связей с Россией, но в то же время Берлин намерен соблюдать «бдительность и выдержку в отношении политики Москвы».
Коалиционное соглашение является основополагающим документом Германии, определяющим стратегию сосуществования двух партий большой коалиции. Все понимают, что это был вынужденный компромисс как со стороны социал-демократов, так и со стороны блока Меркель.
Правда, социал-демократы всё-таки получили больше преференций, выторговав себе важные посты и некоторые формулировки в коалиционном договоре.
Согласно тексту коалиционного соглашения, Берлин собирается, с одной стороны, выстраивать с Москвой диалог и экономические отношения, а с другой — продолжит выражать беспокойство в связи с якобы имеющими место ущемлением гражданских прав в России и вмешательством в европейские дела. При переговорах министра иностранных дел Сергея Лаврова с его новым коллегой из Германии подобные темы будут всплывать неизбежно, но нашим дипломатам придётся их воспринимать, как назойливое радио в маршрутке.
Спустя два года возможны некоторые изменения в документе в связи с парламентскими кризисами, поэтому не стоит исключать раскол коалиции, досрочные выборы и другие непредсказуемые события. Но с большой долей вероятности следующие четыре года Меркель пройдут без особых потрясений.
Несколькими днями ранее Евросоюз в очередной раз продлил антироссийские санкции, и давление на ЕС со стороны американских партнёров только продолжает расти. С подачи Терезы Мэй маховик санкций может снова завертеться из-за «дела Скрипаля». А так как решения в Евросоюзе принимаются на условиях консенсуса, то даже при желании Германия не сможет выйти из режима санкций в одиночку. Поэтому нам стоит искать режимы экономического взаимодействия в условиях текущих ограничений.