22 ноября 2019 года в Вильнюсе прошла церемония
перезахоронения останков 20 участников польского восстания 1863 года. Среди них
— Константин Калиновский. Некоторые источники информации, освещая это событие, называют
Калиновского, кроме прочего, и национальным героем Беларуси, призывая тем самым
забыть настоящую историю государства. Видимо, с ними солидарны и те белорусы,
которые участвовали в этот день в шествии с бело-красно-белыми флагами. Сам
Калиновский, однако, определял свою национальную принадлежность по-другому: «Мы,
что живём на земле польской, что едим хлеб польский, мы, поляки из веков
вечных» и «польское дело — это наше дело».
Хотел ли знать Калиновский о настоящем прошлом Беларуси — вопрос риторический. Он не помнил ни Полоцкого, ни Туровского княжеств, называл «истинной» верой белорусского народа унию, которая не была бы возможна без предварительной православной составляющей и поэтому фактически была попыткой отвернуть народ от своей настоящей веры.
«Не один уже, может, забыл, что отец его был ещё справедливой веры, и никогда уже не вспомнит то, что его повернули на схизму, на православие, что он сегодня, как та собака, живёт без веры…» Вместо вернули — «повернули», и какая может быть схизма при возвращении к истокам. Далее он говорит: «Свидетельствуют люди, что святой отец из Рима прислал уже к нам своё благословение (но его москаль останавливает), говорит, что пришлёт ксендзов, что будут принимать в униатскую веру. Тогда, безумные, кто только верит в Бога… пускай сейчас покидает схизму и переходит на правдивую веру дедов и прадедов». Возникает вопрос: чьих дедов и прадедов, какое белорусы имели отношение к римскому папе до вхождения в Речь Посполитую? Это была Киевская митрополия, в последующем провозглашённая в Московский патриархат. «Потому кто не перейдёт на унию, тот схизматиком останется, тот, как собака, сдохнет, тот на том свете огненные муки терпеть будет». Стоит отметить, что православное крестьянство в большинстве своём не поддерживало Калиновского. К самим православным Московского патриархата — москалям — Константин относился враждебно и своими высказываниями пытался закрепить за этим словом негативный оттенок.
Вслед за Костюшко лозунгами «москаляку на гиляку» и
«москалей на ножи» он выразил основную идею антиправославия. Можно себе представить,
в каком потоке крови захлебнулась бы Беларусь, воплоти народ эти идеи.
Таким образом, о возникновении белорусской государственности, одержи Калиновский победу в восстании, едва ли можно было бы говорить, а вот о полной полонизации — вполне. Остаётся только догадываться, как представляют независимость Беларуси революционеры, которые выбрали своим национальным героем Константина.
Обидно, что сегодня мы так мало знаем тех, кто положил свою
жизнь за независимость и подлинную самостоятельность Белой Руси, за веру
православную.
Между тем у белорусов есть настоящие герои, те, кем по праву можно гордиться. Фёдор Данилович Острожский — один из них.
Сын Даниила из Острога — полководца и защитника Белой Руси
от польского короля и насильственного окатоличивания. Великим князем Витовтом
Фёдор Острожский был назначен волынским старостой. Волынь была вечно пылающим
приграничьем Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского (в состав
которого тогда входили и территории современной Беларуси).
Нелёгкая должность из-за частых столкновений с поляками и
татарами оказалась Острожскому по плечу — он сумел обеспечить надёжную оборону
юго-западных рубежей государства. Князь Фёдор Данилович участвовал в
большинстве военных действий против крестоносцев, в том числе и в битве 1410
года под Грюнвальдом — одной из самых масштабных и значимых битв Средневековья.
Острожский лично водил в бои свои хоругви. Позже Фёдор Данилович также
поддержал православную Чехию в борьбе с окатоличиванием германским императором.
Был назначен гуситским гетманом. В составе гуситского войска воины князя
Острожского отразили три крестовых похода, в подготовке которых принимала
участие половина Европы. И в дальнейшем не раз мечи рыцарей князя Фёдора
ограждали православные земли от нашествий.
Вместе с
православными, не желавшими подчинения Ватикану, Острожский выступил на стороне
Свидригайло в гражданской войне против Сигизмунда — ставленника польского
короля Ягайло. Одержав ряд побед над Ягайло, князь Фёдор вынудил его оградить
законом свободу православия и православного населения Литвы — белорусов. Стало
понятно, что самостоятельно войско Свидригайло и Острожского им не одолеть.
Поляки и крестоносцы изменили тактику. Польский король Ягайло стал задабривать
православную шляхту. Благодаря победам князя Фёдора она была королевским
указом уравнена в правах и привилегиях с католической польской и получила
доступ к родовым рыцарским гербам. Провозглашённый великим князем русским,
Свидригайло имел большое и мужественное войско. Но он был плохим военачальником
и ещё худшим дипломатом. Опасаясь усиления своего союзника, он в 1435 году
заключил преподобного Феодора в темницу.
Хотя Острожский впоследствии и был освобождён, своими
действиями Свидригайло оттолкнул от себя многих соратников, допустив ещё ряд
значительных ошибок. В сентябре 1435 года он проиграл решающую битву под
Вилькомиром и был вынужден спасаться на Волыни у Острожского. Тот, несмотря на
все обиды и огромную вину Свидригайло перед ним и общим делом, простил беглеца
и помог спастись от преследователей — поляков и крестоносцев. Те, обрадованные
победой под Вилькомиром, с воодушевлением бросились на Западную Русь. Но мечи
рыцарей князя Острожского отразили нашествие. Благодаря им православие было на
время ограждено от посягательств иноверцев, а Киев получил собственных удельных
князей — князя Олелька Владимировича и его сына, начавшего известную на Белой
Руси династию князей Слуцких.
Заслужив славу устроением храмов и защитой православия от насилия, Фёдор Острожский «покинул искушения мира сего и княжескую славу, принял на себя святое иночество» и поступил в Киево-Печерскую обитель, где постригся и, приняв монашество с именем Феодосий (по-гречески — Богом данный), подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Под именем Феодосия Печерского Острожский был провозглашён православной церковью святым. В древнем писании говорится, что преподобный Фёдор Острожский «даже до смерти душу свою всячески усовершенствовал и с тем отошёл ко Господу».
Из упомянутой
Киево-Печерской обители вышло немало достойных православных деятелей (москалей),
враждебное отношение к которым пытался навязать православному белорусскому
народу Константин Калиновский.
***
У православной части белорусского народа должны быть свои
герои. Мы просто обязаны быть благодарными тем, кто защитил нашу истинную
государственность, подвигом самой своей жизни подтвердив любовь к этой земле и народу. Есть ли где-то на территории современной Беларуси хотя бы
памятная доска с именем Фёдора Острожского? Памятник ему есть на территории
современной Украины. Почему нет места истинно белорусскому герою на нашей
земле? А между тем это не просто герой, а святой. Сколько страниц отведено ему
в школьном учебнике истории? Вероятно, настала пора подумать об этом нам, его
потомкам, и воздать по справедливости. Ибо не хочется, чтобы героями Беларуси
называли Калиновского, Сапегу, Костюшко, связывая лишь с их деятельностью
образование белорусского государства.