Интеграционная повестка последних двух недель имеет оттенок некоторой реактивности (в том смысле, что она является не только двусторонней инициативой РФ и РБ, но и ответом на откровенно недружественные действия западных соседей). Впрочем, вряд ли стоит ставить это им в вину. А уж им, в свою очередь, уже не с руки обвинять в недружественной активности Россию и Беларусь. 

Наиболее ярким свидетельством укрепления отношений на минувшей неделе стала встреча директора СВР РФ Сергея Нарышкина и главы КГБ Беларуси Ивана Тертеля. Подобные встречи несколько не в стиле таких организаций, как СВР и КГБ. Встречаются президенты и главы правительств, депутаты и чиновники межправительственных рабочих групп. А встреча контрразведчиков двух стран (а уж тем более гласная, с освещением в СМИ) — событие очень нечастое. Тем выше ее значение. 


«СВР России и КГБ Беларуси в духе традиционно братских отношений договорились о ведении совместной работы по противодействию деструктивной деятельности Запада, нацеленной на дестабилизацию политической и социально-экономической ситуации на пространстве Союзного государства». 

То, что СВР и КГБ довольно плотно сотрудничают, было очевидно уже давно. Наиболее яркой иллюстрацией такой работы стала спецоперация по раскрытию покушения на Александра Лукашенко этой весной. Иными словами, договариваться о ведении совместной работы (и встречаться для этого) будто бы и не нужно. Тогда зачем?

Объявленная цель встречи явно протокольная, хотя соглашение о совместном противодействии могли ритуально подтвердить. Можно предположить, что одной из целей встреч были демонстрация, жест поддержки со стороны РФ после слов о том, что Россия не была осведомлена о ситуации с авиарейсом. Запад ведь тоже устроил свою демонстрацию — публичную и коллективную порку ещё до результатов расследования (и, конечно, не отменит введённые санкции независимо от того, какими бы эти результаты не оказались), даже несмотря на позицию IATA: Международная ассоциация воздушного транспорта 4 июня призвала Европейское агентство по безопасности полётов не смешивать политику и вопросы безопасности полётов и отменить запрет полётов над Беларусью. 

После этой порки могло показаться, что Беларусь осталась с Западом один на один. Не осталась. 

Ещё одной вероятной причиной могло стать заявление Александра Лукашенко, который в начале недели упомянул о том, что в ходе общения с Владимиром Путиным они договорились «...поручить правительствам проработать, как будем реагировать [на санкции]... Мы абсолютно одинаково оцениваем эту ситуацию и полны решимости вместе противостоять всем этим нападкам». 


Наконец можно допустить, что главы спецслужб обсуждали также вопросы усиления военного сотрудничества. На такой вывод нас натолкнули слова белорусского президента о том, что «никаких обсуждений в плане переброски Вооружённых сил России на постоянной основе, создания каких-то баз, об этом даже речи не шло... Потому что по нашей концепции военной безопасности Союзного государства в этом пока нет никакой необходимости. Будет какая-то настороженность, будем мы видеть активизацию в НАТО вплоть до военного конфликта — в течение суток (базы у нас, аэродромы и прочее определены) российские подразделения и войска будут переброшены в Беларусь». Белорусский президент явно не случайно сделал акцент на том, что этот вопрос обсуждался обстоятельно. 

Также президенты обсуждали вопрос поставки современных российских вооружений (без уточнений по срокам и видам). Что также может относиться к компетенции глав спецслужб. 

Один из потенциальных ответов на санкции уже даже был озвучен белорусским президентом: «Украина закрыла для нас небо. У нас есть свой санаторий в Крыму, в Мисхоре, куда люди всегда ездили, летали. Чтобы не обострять отношения, мы — через Украину: кто — на поезде, кто — на автомобиле, кто — на самолёте. Сейчас закрыли небо. Я Путину сказал: «Ты подумай, как нам попасть в Крым. Не через Польшу же мы полетим: туда тоже не пускают». Впрочем, скорее, это не ответ, а шпилька в адрес украинского МИДа. Что же до возможности таких рейсов — вот позиция шеф-редактора СОНАР-2050 Семёна Уралова: «В который раз пережёвывается одна и та же мысль о признании/непризнании Белоруссией Крыма. Вообще бессмысленная постановка вопроса. Актуально было в 2014-2016 годах. Сейчас актуальнее думать о том, как заработать на транзите белорусских граждан в ЕС из российских аэропортов [не отдав этот пассажиропоток другим соседям РБ]». 


И это уже делается: «Оперативным штабом по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции принято решение об увеличении с 10 июня количества авиарейсов с Беларусью по маршруту Москва  Минск до 10 раз в неделю на взаимной основе [то есть в два раза]». Кроме того, сообщается, что составность «Ласточек» также вырастет. Так что транспортная блокада Беларуси уж точно не грозит.

Добавим к этому, что «Белавиа» нет никакого смысла нарываться ещё и на «крымские» санкции Украины. 

Ведь сама цель какова? Обеспечить гражданам Беларуси возможность отдыхать в Крыму. Для этого вполне достаточно подвозить их к существующим рейсам в Крым из российских аэропортов. В итоге белорусы будут отдыхать в Крыму, а МИД Украины будет скрежетать зубами, поскольку ничем на это ответить не сможет.

Впрочем, Украина на всё это отреагировала авансом. Владимир Зеленский в интервью, опубликованном в Frankfurter Allgemeine Zeitung 1 июня, заявил, что воспринимает СГ России и Беларуси как угрозу. «Сегодня у нас очень опасная ситуация в Белоруссии, на нашей северной границе. Сегодня там находится армия под командованием белорусского режима. Но мы наблюдаем, как Россия и Белоруссия упорно работают над договорённостями друг с другом. Они могут включать в себя оборону, и тогда эти страны могут оказать на нас серьёзное давление».

Следует понимать, что это не столько слова Зеленского, сколько позиция коллективного Запада, которую Зеленскому поручили озвучить и довести до сведения в первую очередь европейского читателя. Что только подтверждает необходимость совместной работы российской и белорусской спецслужб и доказывает, что не мы это начали.  

Ответы на всё это припасены. Из уже известных — учения «Запад2021», а также «...более 4 тысяч учений и тренировок различного уровня. Основные усилия будут направлены на сохранение индивидуальных показателей и сохранение интенсивности боевой подготовки» (Сергей Шойгу). 

Но это не для всех, а лишь для тех, кому неймётся. Остальным же, как заявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев, предлагается вакцинный туризм, который может стартовать уже с июля. Напомним, что ранее похожие планы декларировала и Беларусь, где собирались открывать прививочные пункты прямо возле пунктов пересечения границы (для граждан Литвы, Польши, Украины). 


2 июня СМИ сообщили о получении Беларусью очередного транша кредита (500 млн), согласованного президентами ещё прошлой осенью. Это даже раньше, чем анонсировалось (выделение средств ожидалось в конце июня). Видимо, стороны решили зафиксировать своей майской встречей максимум согласованных вопросов и продемонстрировать поддержку как можно большим числом сигналов.