В первую очередь необходимы просвещенческие программы, а главная цель — просвещать, потому что социологические исследования показывают, что в странах ЕАЭС, не во всех, но в России и Белоруссии точно, мало знают о ЕАЭС. К тому же в России мало знают о существовании Союзного государства как об институте. О том, что есть взаимоотношения с Белоруссией, знают, а о том, что они институционально оформлены, — нет. В такой просветительский формат входят следующие группы: государственные и муниципальные служащие наших стран, студенты, работники стратегически важных отраслей промышленности (инженеры, строители).

Я бы не сказал, что таких программ совсем нет, они есть, как раз на уровне образовательного сотрудничества. Однако их недостаточно.

Тренд последних лет — увеличение подобных программ в крупнейших российских вузах. На платформе МГУ, например, есть очень интересная Школа евразийских медиа, в рамках которой как раз и рассказывают, что такое евразийская интеграция.

Что касается подобных проектов на уровне российско-белорусских отношений, то здесь приоритетное внимание нужно уделять региональному уровню, который у нас традиционно забывается.

Евразийское сотрудничество осуществляется на уровне столиц, и это обоснованно. Но когда речь идёт о России и Белоруссии, то здесь важны приграничные регионы двух государств. Как Минску, так и Москве нужно уделять этому больше внимания — поощрять и развивать эти программы организационно и финансово.

Что касается других программ, например обмена опытом, то у нас они очень хорошо развиты на уровне силовых подразделений. Это та сфера, где российско-белорусский человеческий контакт институционально развит хорошо: это военные, спецслужбы и т. п. Я думаю, что за вычетом специфики их профессий этот опыт можно использовать как образец сотрудничества и в других областях. Экономика, к примеру, — это та сфера российско-белорусских отношений, где есть самый большой потенциал для работы, но и самый большой конфликтный фон. Что касается муниципального уровня, то востребованы всегда совместные программы повышения квалификации чиновников приграничных регионов.

Относительно финансирования этих программ: если мы принимаем решение о том, что подобное гуманитарное сотрудничество России и Белоруссии — это политический вопрос, то и финансирование этих программ — тоже политический вопрос, а его решение встраивается в общую стратегию.