Давая оценку текущему состоянию дел в мировой экономике и обстановке на треке ЕАЭС — Китай, эксперты всё более склоняются в своих прогнозах к негативному сценарию развития событий. Основная причина — сложная эпидемиологическая ситуация в КНР и связанные с ней экономические издержки крупнейшей производственной экономики мира.

Стоит отметить, что не так страшна сама ситуация с коронавирусом, как сопровождающая её неопределённость, возникшая вследствие двух основных причин. Во-первых, из-за отсутствия однозначно интерпретируемой информации из официальных китайских источников о складывающейся обстановке. Во-вторых, из-за активного информационно-пропагандистского воздействия западных СМИ на массовое сознание, осуществляемого в интересах крупного американского и европейского бизнеса.

Так, открытие крупнейших китайских бирж после новогодних каникул (с 23 января) ознаменовалось просадкой на 8 % и более. По словам экспертов, падение на 5–10 % — это в биржевой терминологии «техническая коррекция», началом полноценной паники на рынках может стать падение на 15–20 %.

Снижение темпов роста китайской экономики, теперь уже неизбежное, может стать сигналом для спекулятивных капиталов, которые незамедлительно начнут уходить от рисков. То, что не смогла сделать торговая война США и Китая, уже сделала вспышка эпидемии уханьского коронавируса: ведущие американские и мировые корпорации массово закрывают свои магазины и торговые точки на крупнейшем потребительском рынке мира.

Ситуация с эпидемией ставит также большой вопрос относительно будущего выполнения временной торговой сделки между Китаем и США, в частности о закупке Пекином в течение двух лет энергоносителей на сумму в 54 млрд долларов. В целом снижение производственной активности в период эпидемии ведёт к падению спроса и цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые из России, что может отрицательно сказаться на доходах российских компаний и поступлениях в бюджет.

По оценкам аналитиков, экономика Китая в первом квартале 2020 года может потерять до 1,4 % ВВП, показав рост всего около 4,5 %. Кроме того, ожидается увеличение дефицита бюджета Поднебесной до 3 %, поскольку власти страны вынуждены усилить государственное стимулирование экономики.

Справка. В областях, где зарегистрирован коронавирус и приняты жёсткие меры по блокированию городов, проживает всего 5 % населения КНР (порядка 70 млн человек), но производится от 3/4 до 80 % всего китайского ВВП.

Беларусь — Китай

Руководство Беларуси, принимая определённые меры, направленные на профилактику коронавируса, не стремится каким-либо образом ограничивать уровень взаимодействия с Поднебесной, а скорее наоборот.


Точкой приложения значительного объёма китайских инвестиций и белорусских надежд на высокотехнологичный рывок по-прежнему остаётся китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».

С начала реализации проекта по декабрь 2019 года в него инвестировано 526,4 млн долларов. Доля бюджетных расходов составила 4,5 %, или 24,5 млн, — средства пошли на строительство автодороги общего пользования, пожарного депо, сети связи и газоснабжения к границам парка. При этом уже бюджетные поступления от деятельности в парке (с учётом подрядных организаций) составили более 40 млн долларов.

Отметим, что в 2019 году завершилось строительство основных объектов инфраструктуры первого этапа (на площади 851 га). В этом году уже начался второй этап освоения парка на общей площади 860 га. Акцент будет сделан на создании инфраструктуры к мультимодальному логистическому терминалу. Планируется зарегистрировать совместную компанию — оператора будущего терминала; ожидается, что строительство начнётся уже в середине 2020 года.

3 февраля дан старт процедуре общественного обсуждения проекта «Детальный план территории китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень"» (завершится 27 февраля). Разработанный проект занимает площадь 416,6 га. В детальном плане определены параметры социально-экономического развития территории, уточнены функциональное зонирование проектируемой территории и параметры инженерно-транспортной инфраструктуры, обозначены мероприятия по охране окружающей среды и защите населения в чрезвычайных ситуациях.


В функциональном зонировании проектируемого района выделено 5 основных зон: промышленная зона, зона транспорта и логистики, зона транспортной инфраструктуры, зона инженерных объектов, зона зелёных насаждений.

Что касается такого важного показателя эффективности деятельности администрации парка, как количество компаний, то семья его резидентов увеличилась в 2,6 раза по сравнению с началом 2018 года. Сегодня в «Великом камне» зарегистрированы 60 резидентов из 15 стран, в том числе 33 из КНР, 15 — с участием компаний из Австрии, Германии, Израиля, Канады, Кипра, Латвии, Литвы, России, США, Швейцарии и Эстонии, 12 — инициированные белорусскими компаниями. К концу 2020 года, в соответствии с планами, в парке будут зарегистрированы не менее 80 резидентов с объёмом заявленных инвестиций 1,5 млрд долларов (не стоит путать с реальными инвестициями). Ожидается, и это здесь ключевое, что в этом году 30 резидентов приступят к хозяйственной деятельности и численность работников предприятий парка составит 3 тыс. человек.

Компания по развитию индустриального парка заключила соглашение с ООО «Международная технологическая компания "Интеллектуальное оборудование"» о создании в «Великом камне» опытного центра разработки беспилотных автомобилей. Согласно подписанному документу, китайское предприятие будет проводить исследования и разработки беспилотных автомобилей. Работу над проектом планируется начать уже в мае текущего года.

Справка. Компания «Интеллектуальное оборудование» является одним из предприятий — резидентов «Великого камня». Сфера её деятельности — исследования, разработка и испытания беспилотных транспортных средств на новых источниках энергии.

Отметим, что в белорусско-китайских отношениях имеют место и шероховатости. Об одной из них недавно напомнил белорусский лидер Александр Лукашенко. Выступая 4 февраля в Добруше при осмотре местного «инновационного» завода по производству картона, президент сделал ряд громких заявлений, в том числе речь шла и о китайских компаниях. Как сообщила пресс-служба президента, глава государства «ознакомился, как продвигается строительство завода по выпуску мелованных и немелованных видов картона, который должны были ввести в эксплуатацию ещё в 2015 году, но объект законсервирован». Ответственность за срыв проекта официальный Минск возложил на китайского генподрядчика, который испытывал проблемы с финансированием, неоднократно срывая сроки ввода объекта. В итоге контракт с ним был расторгнут.

Совет министров Беларуси в 2019 году утвердил схему завершения строительства завода. Александр Лукашенко распорядился до декабря устранить недоделки и запустить завод.

По информации председателя госконцерна «Беллесбумпром», завод готов на 90 %. Осталось запустить машинное оборудование и завершить небольшие строительные работы. Однако для этого требуется дополнительно 83 млн бюджетных денег, причём половина этих средств будет выплачена австрийской компании, которая займётся запуском машин, так как белорусские предприятия этого сделать не могут.

Особо стоит подчеркнуть, что белорусский лидер сообщил о своём намерении обсудить с председателем КНР Си Цзиньпином работу китайских подрядчиков, которые провалили проекты в Беларуси. Он заявил: «У меня с Си Цзиньпином будет очень серьёзный разговор. Я ему уже как-то намекал, а сейчас мы основательно об этом поговорим. И этим компаниям мало не покажется».

Данный факт, по оценкам экспертов, не может не свидетельствовать о том, что уровень накопившихся проблем с китайскими подрядными организациями находится на критической отметке, принося Республике Беларусь многомиллионные убытки.

***

Безусловно, «коронавирусные проблемы» Поднебесной вполне могут стать той самой соломинкой, которая в конечном итоге перенапряжёт спину «китайской экономики». Однако стоит понимать, что сами по себе кратковременные последствия эпидемии не должны оказаться серьёзными, но новая болезнь способна подтолкнуть ещё сомневающиеся корпорации перенести своё производство из Китая или найти альтернативных поставщиков из других стран.

Вместе с тем вспышка инфекции оказывает негативное влияние и на мировую экономику, сказываясь в первую очередь на ориентированных на экспорт странах. Просадка в ближайшее время ожидает Германию, Францию, Британию, США, Южную Корею, Вьетнам, а также Японию.