Безусловно, главной новостью минувшей недели стало заявление Александра Лукашенко, касающееся пакета интеграционных предложений. Напомним, он был сформирован ещё в 2019 году, однако тогда его подписание было отложено на 2020-й и не состоялось в силу целого ряда обстоятельств (смена правительства в РФ, президентские выборы в Беларуси, эпидемия COVID-19, поствыборный кризис в Беларуси). Однако уже в ходе выборов посол Беларуси в России Владимир Семашко пообещал, что стороны обязательно вернутся к обсуждению этих предложений по окончании президентских выборов. Так оно и случилось. Уже в начале месяца Семашко заявлял, что правительствам удалось согласовать 24 из 30 союзных программ, в том числе энергетических, которые прежде и вызывали разногласия. Ну а Александр Лукашенко во время встречи с Владимиром Путиным в Москве дал более свежую информацию.

Во-первых, к настоящему моменту согласованы 2627 союзных программ. «...Немного осталось — 23 очень серьёзные программы экономического характера, в том числе и налогообложение».

Во-вторых, белорусский президент указал примерные сроки их подписания. По его словам, это может произойти уже во время летнего Форума регионов Беларуси и России, который в этом году будет проводиться в Московской области. «...А затем мы примем решение о заседании Высшего государственного совета осенью, на котором мы уже сможем формализовать все наши договорённости, подписав определённые документы». 


Эту информацию подтверждает и госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. В своём комментарии он подтвердил количество согласованных карт (26), а также отметил, что «...решение по глубине экономической интеграции Беларуси и России с учётом всех предложений российской стороны сейчас — за Минском». 

Госсекретарь пояснил также, почему дорожные карты называют теперь союзными программами: «...это подтверждает уже иной масштаб взаимодействия. Называя их так, мы подчёркиваем иную глубину сотрудничества по интеграционной повестке». 

Перевалку белорусских грузов в портах Ленобласти союзной программой пока не признали, хотя по своему значению для развития обеих стран она вполне под это определение подходит. На минувшей неделе стало известно о том, что Россия предложила Беларуси на выбор две площадки для строительства морского терминала для перевалки удобрений (сенсаций нет: Усть-Луга и Высоцк). Замминистра транспорта РФ Александр Пошивай уточнил, что обе площадки полностью отвечают требованиям белорусской стороны и в ближайшее время Минтрансы РФ и РБ создадут рабочую группу, которая и примет окончательное решение. Ранее мы сообщали, что площадку могут согласовать уже этим летом. 

Дирекция Клайпедского порта уже выразила обеспокоенность ситуацией. Мало того, что перспектива сулит Клайпеде повторение судьбы Рижского порта Alpha osta (откуда российские и белорусские удобрения уже ушли), так ещё и санкции США в отношении «Белнефтехима» (и вероятное введение их в отношении «Беларуськалия») могут существенно ускорить наступление этих последствий. 


«Задача полностью выполняется. Более того, объёмы в марте были несколько больше, чем планировалось, в апреле тоже планируется увеличение объёмов. Этот механизм работает. И Беларусь, и Россия заинтересованы в развитии сотрудничества в этой области. Также обсуждалась возможность в будущем осуществлять перевалку и других продуктов (не в сфере энергетики, а в области промышленности и по другим направлениям), использовать совместные логистические цепочки. Это эффективно и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества», — комментирует развитие этого интеграционного направления вице-премьер Александр Новак. 

В ходе встречи президентов в очередной раз обсуждался вопрос сотрудничества в сфере обороны безопасности. Удобным поводом для этого стало послание Владимира Путина Федеральному Собранию, во время которого он отдельно остановился на этой теме: «...в мире, к сожалению, похоже, уже все привыкли, привыкли к практике политически мотивированных незаконных санкций в экономике, к грубым попыткам одних силой навязать свою волю другим. Но сегодня подобная практика перерождается в нечто гораздо более опасное — имею в виду ставшие недавно известными факты прямой попытки организации в Беларуси государственного переворота и убийства президента этой страны. При этом характерно, что даже такие вопиющие действия не находят осуждения так называемого коллективного Запада. Никто этого просто как бы и не замечает. Все делают вид, что вообще ничего не происходит». 

Напомним, что ответом на это со стороны Беларуси станет декрет, о котором мы уже упоминали в предыдущем обзоре. В этот раз Александр Лукашенко раскрыл его суть. В случае, если попытка покушения повторится и она окажется удачной, власть в Беларуси до новых президентских выборов перейдёт к Совету безопасности. 

Смысл такого шага очевиден. Белорусский президент категорически не устраивает коллективный Запад не сам по себе, а своим курсом на сближение с Россией. Не то чтобы прежде к нему относились с теплотой (были и санкции, и неоднократные попытки устроить майдан), однако до попыток физического устранения до сих пор не доходило. То есть это не столько покушение на политика, сколько стремление не допустить укрепления СГ, над чем совместно работают Россия и Беларусь. В свою очередь принятие подобного декрета сильно уменьшит смысл повторения попыток покушения. 

«...мы ожидаем в этом году лицензию на завоз свежего ядерного топлива», — говорил в марте гендиректор корпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, анонсируя возможность пуска второго энергоблока БелАЭС уже в этом году. Спустя чуть более месяца топливо для второго энергоблока прибыло на станцию. Оно пока не загружено в реактор и до того времени будет находиться в хранилище свежего ядерного топлива. 

«Прежде всего, Беларуси не хватает резервов, второй аспект — потребление: ещё дополнительно 1,2 гигаватта должно быть потреблено. В Беларуси много говорят о том, как они будут отапливать дома электричеством, реорганизуют всю энергетическую инфраструктуру под электричество, но это занимает много времени. И надеяться, что через год всё изменится, наверное, не стоит», — комментирует эти планы министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис. 


Наверное, стоит, поскольку программа перевода централизованного снабжения жителей Беларуси горячей водой на электроподогрев рассчитана на завершение до конца 2021 года. Что касается пиково-резервных мощностей, то введение в строй 300 МВт на минской ТЭЦ-5 запланировано на 2021 год, а завершение строительства всех 800 МВт (Лукомльская ГРЭС — 150 МВт, Новополоцкая ТЭЦ — 100 МВт, Березовская ГРЭС — 250 МВт) намечено на 2022 год. Что же до домов и инфраструктуры, то новые микрорайоны как в Минске, так и в регионах уже строятся с расчётом на электроотопление, есть план такого строительства на пять лет вперёд. А  тариф для такого жилья введён ещё два года назад. 


Подобные манипуляции со стороны Литвы уже привычны. Её представители говорят правду и полуправду о текущем моменте, замалчивая перспективу. В этом же комментарии министр утверждает, что оба блока предназначались для экспорта электроэнергии, что также является откровенной ложью, причём неоднократно нами опровергнутой. 

В этом смысле слова литовского чиновника мало чем отличаются от действий пока ещё неизвестных хакеров, которые накануне годовщины аварии на Чернобыльской АЭС взломали сайт БелАЭС, оставив на нём фейк о её недостатках и рисках эксплуатации. Также вряд ли является обычным совпадением тот факт, что сразу же после заявления литовского министра энергетики на теме «опасности» БелАЭС в очередной раз оттоптались ресурсы вроде «Белсат», «Маланка медиа» и т. п.

В апреле мы уже писали о российском предложении партнёрам по ЕАЭС — организовать совместные предприятия, специализирующиеся на крупноузловой сборке самолётов и выпуске комплектующих. Тогда этим предложением заинтересовалась только Беларусь, поскольку ещё в феврале во время встречи президентов в Сочи Александр Лукашенко выражал готовность участвовать в такой кооперации. 

И вот уже 16 апреля Федеральное агентство воздушного транспорта и Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь подписали договорённость по вопросам лётной годности. «Рабочая договорённость нацелена на взаимное одобрение изменений, модификаций, развитие ремонта авиационной техники и её компонентов, а также на создание благоприятных условий для упрощённого порядка одобрения (валидации) типовой конструкции российской гражданской авиационной техники, экспортируемой в Республику Беларусь».