Итак, с начала политического кризиса в Беларуси прошло уже больше месяца. Международная изоляция руководства страны становится всё более очевидной. Александр Лукашенко на этом фоне играет давно проработанную роль руководителя, которому изоляция не страшна. С другой стороны, всё равно видно, что эта ситуация задевает политического лидера.

Например, чего только стоит эмоциональное заявление на провластном женском форуме, который был в Минске 17 сентября. Вот одна из цитат:

«Я не хочу, чтобы моя страна воевала. Тем более я не хочу, чтобы Беларусь и та же Польша, Литва превратились в театр военных действий, где будут решаться не наши вопросы. Поэтому я сегодня перед этим залом самых красивых, продвинутых, патриотичных людей хочу обратиться к народам Литвы, Польши и Украины: остановите своих безумных политиков, не дайте развязаться войне!»

Когда с двух сторон есть армии, вероятность войны всегда сохраняется. С белорусской стороны идут очередные учения «Славянское братство». В них участвуют россияне, но впервые нет сербов (ещё один звоночек международной изоляции). А в странах Балтии недавно по тревоге были подняты истребители: в небе недалеко от Литвы и Латвии появился российский военный борт.

То есть ситуацию нельзя охарактеризовать словом «штиль», но и предвоенного состояния тоже нет. Взаимная демонстрация оружия через учения относительно недалеко от границы «Запад-Восток» в этом регионе продолжается не первый год, даже не первое десятилетие. Вряд ли стоит лишний раз подогревать ситуацию эмоциональными заявлениями. Скорее всего, мы просто наблюдаем личную реакцию политика с большим стажем и весом. Имея позади долгую президентскую биографию, он не может принять такую ситуацию, когда ряд лидеров соседних и других стран фактически его не признает.

В последние пять лет у Беларуси действительно получалась многовекторность. В стране стали активнее появляться программы финансирования от ЕБРР и других подобных структур. Причём крупные деньги пошли не только в частный бизнес, но и госсектор, например в ЖКХ. Нынешняя избирательная кампания поставила это под угрозу. И не только это. Более того, резко ухудшились отношения с Украиной. Минская переговорная площадка утратила весь свой «шарм». Это не может периодически не провоцировать высшее руководство на эмоции, что и происходит.

В этой связи любопытно наблюдать, как продолжает меняться риторика первого лица относительно России. Во время обращения к народу и парламенту незадолго до выборов Лукашенко довольно жёстко прошёлся по российским элитам, которые стали не братьями, а партнёрами. Вспомнил «вагнеровцев», тогда ещё не переданных Москве.

«Эти люди дали показания и были направлены специально в Беларусь», — заявил тогда белорусский президент.


Послание Лукашенко парламенту и народу. Скриншот эфира телеканала «ОНТ»

На встрече в Сочи с Владимиром Путиным в начале минувшей недели совсем иные акценты:

  • «Наши государства и наши народы всегда будут дружественными народами»;
  • «…Вот эти события нам показали, что нам надо теснее держаться с нашим старшим братом и сотрудничать по всем вопросам, в том числе и экономики»;
  • «Что касается коронавируса: я Вам благодарен, и мы это очень ценим, что Вы поставили нас на первую строчку обеспечения вакциной»;
  • «Ещё раз благодарю Вас, всех россиян, Ваших коллег, наших коллег за ту поддержку, которую вы оказываете, моральную прежде всего поддержку, в этот непростой период»;
  • «…Друг познаётся в беде, это нам урок, всем постсоветским республикам…»

И так далее. С полной версией можно ознакомиться на видео ниже.


Кстати, этот визит имел интересные детали. Он был рабочим и не предполагал красной дорожки с оркестром. Но всё же примечательно, что в аэропорту Лукашенко встретил не Путин, а местный губернатор Вениамин Кондратьев. Такой низкий уровень никак не расстроил белорусскую сторону. Кроме того, интернет-шутники и журналисты обратили внимание на то, в какой позе были лидеры, когда Путин слушал, а Лукашенко говорил. Ниже стоп-кадр из эфира RT.


У одного явно поза просителя, у другого — уверенного в себе человека, который контролирует ситуацию. В итоге хозяин пообещал гостю кредит — 1,5 млрд долларов. На эту тему было немало «фотожаб», но мы не будем их публиковать по этическим соображениям. Общий смысл их в одном: Лукашенко остался рукопожатым только в Кремле.

Хорошо это для союзных отношений или нет? И да и нет. Есть свои плюсы. Оба союзника сейчас будут тесно взаимодействовать и решать накопившиеся проблемы, потому сама жизнь заставляет. Например, правительство России, ослабив на днях карантинные ограничения на границе, разрешило белорусским гражданам въезжать в страну авиарейсами. Раньше и рейсов не было (только автобусы), и пускали далеко не всех. Это породило целую индустрию нелегальных перевозок и торговлю различными «справками», которые иногда помогали пересекать границу. Сейчас в этом надобности нет: можно легально путешествовать самолётом. К тому же граждане России могут беспрепятственно выезжать в Минск, тоже авиарейсами. Раньше выпускали не всех.

А минус в том, что оппозиционные белорусские политики получили новые аргументы для критики белорусско-российской дружбы. Основной посыл прост: Лукашенко некуда деваться, он побежал к Путину и сейчас может принять самые абсурдные предложения в обмен на помощь. Вплоть до «сдачи» суверенитета. И этот дискурс хорошо «продаётся» населению. Не всему, но немалой части.

Именно в таком ключе сейчас выступает Тихановская:

«У меня многие просят дать комментарий по поводу кредита, который Путин намерен дать Лукашенко. Я надеюсь, что Путин понимает, что именно Лукашенко, а не наш народ должен будет отдавать этот кредит. Мой комментарий — это обращение к гражданам России: "Дорогие россияне! Вашими налогами будут оплачены наши побои. Мы уверены, что вы этого не хотели бы". Агонию Лукашенко это может продлить, но победы народа предотвратить не сможет».

Сложно сказать, писал ли кто-то Тихановской этот текст или она придумала его сама, но здесь есть опасный пассаж насчёт того, кто должен отдавать кредит. Получается, что гипотетическое новое правительство может деньги не вернуть. А такие заявления явно не содействуют диалогу. Москва не готова сейчас общаться с Тихановской и Координационным советом, а после такого месседжа тем более не захочет иметь контакты с ней.

Хотя в свежем интервью РБК Тихановская говорит несколько иное:

«Кто-то поддерживает нас, кто-то не поддерживает. Но, конечно, мы с Россией дружественные страны, и я знаю, что россияне как люди поддерживают белорусов. И нам очень жаль, что господин Путин поддержал Лукашенко, а не белорусский народ. Но это его решение, его выбор, мы на него никак повлиять не можем. Но мы всегда открыты, наш Координационный совет всегда открыт к диалогу. Я тоже открыта к диалогу с представителями Российской Федерации».

Отрадно, что в целом Тихановская не антироссийский политик, как это уже поспешили объявить некоторые СМИ в России. Впрочем, пока она мало на что влияет и действительно не может быть участницей диалога Минск — Москва на высшем уровне.

Между тем кредит, которого Лукашенко добился от Путина, не будет для Беларуси спасением от всех бед. Однако сейчас он очень важен. Дефицит бюджета-2020 к концу года в Беларуси будет намного большим, чем полагали в Минфине РБ. К тому же есть обязательства по внешнему долгу. И тут возник один нюанс. Белорусские власти занимают не только у крупных банков, иностранных правительств и международных структур напрямую, они ещё и активно продают облигации. Так вот, на российском рынке инвесторы стали требовать более существенных премий по ряду гособлигаций РБ в евро. В аналитических обзорах на этом фоне появилась тревожная фраза: «Возросшая неопределённость в способности погасить долг вовремя и в полном объёме». Если говорить в лоб, то держатели бумаг опасаются дефолта…

Уверенности инвесторам, безусловно, будет добавлять такая ситуация, когда власти Беларуси начнут справляться с кризисом. Пока этого нет. Есть желание показать, что всё под контролем.

Каждые выходные проходят акции протеста, причём не только в Минске. Подчас они сопровождаются задержаниями. В центре столицы Беларуси, некогда идеальном месте для воскресных прогулок, сейчас вполне реально в выходной случайно попасть под раздачу силовиков. Госорганы в такой ситуации перекладывают всю ответственность на протестующих. Мол, если бы их не было, было бы всё спокойно. Хотя немалая часть ответственности за эскалацию внутреннего раскола общества лежит и на политическом руководстве, а также силовых органах. Её нельзя на 100 % передать в адрес абстрактной части народа.

Как на это реагирует мировое сообщество? Совет по правам человека ООН принял резолюцию, призвав Лукашенко к диалогу с оппозицией. Глава МИД России Сергей Лавров, голос которого для белорусской власти очень важен (ведь рукопожаты только в Кремле), пошёл ещё дальше и заявил в интервью RTVI:

«На мой взгляд, он (Лукашенко. — СОНАР-2050) предложил очень перспективную идею  конституционную реформу. Он об этом говорил ещё до выборов, а после неоднократно подтверждал. И президент Российской Федерации В. В. Путин поддерживает такой его настрой. Как сказал белорусский лидер, после конституционной реформы он будет готов объявить досрочные парламентские и президентские выборы. Это предложение указывает рамки, в которых вполне возможен национальный диалог. Важно только, чтобы к процессу конституционной реформы были привлечены представители всех слоёв белорусского общества, чтобы эта реформа была полностью легитимной и понятной для всех жителей. Кроме того, нужны какие-то конкретные предложения о том, когда, где и в какой форме этот процесс может начаться. Надеюсь, что это будет сделано, потому что президент Белоруссии А. Г. Лукашенко уже не раз подтверждал эту свою инициативу».

В данной цитате особое внимание нужно обратить на фразы о всех слоях общества и о конкретных предложениях по форме обсуждения будущей Конституции. Фактически Лавров недвусмысленно намекнул Минску, что пора бы начать обещанное обсуждение конституционной реформы и делать это надо не кулуарно.

Но пока такая работа именно кулуарна, что, конечно, не даёт уверенности многим представителям белорусского общества в том, что их вообще допустят к такому диалогу, что их предложения примут и т. д. Продолжаются задержания журналистов, уголовное преследование оппозиции и тому подобное. Раскол в обществе усугубляется. Оппозиционно настроенных граждан немало. Некоторые из них настроены очень радикально. Впрочем, как и некоторые сторонники власти.

Для радикализации и эмоциональной поддержки протеста немало делает и небезызвестный проект NEXTA. В недавнем прошлом его лидер Степан Путило дал интервью РБК, но это была беседа по видеосвязи, а сейчас появилось полноценное большое видео от Дудя. Лучше его посмотреть самому.

Если коротко, то основные выводы, которые напрашиваются после большого интервью, таковы. Путило толком не знает, кто его финансирует, но признаёт, что часть ресурсной поддержки идёт от властей. Сам он на идеолога революции не тянет. Молодой талантливый «медийщик», который вместе с командой умеет «продвигать тему». Сам он её не генерирует. Признаёт, что его в Варшаве вроде бы охраняют какие-то люди в штатском. Толком не может объяснить, кто они такие (или не хочет). Понимает, что занимается пропагандой и разжиганием ненависти внутри Беларуси, а не делает объективное медиа. Понимает, что его проект иногда становится источником дезинформации.


Напоследок хотелось бы немного отвлечься от пропаганды и большой политики. Похоже, Россия и Беларусь всё-таки подошли к отмене роуминга, которая так долго обещалась. Ожидается, что это состоится 1 октября. Если так, то это не может не радовать, потому что много говорить о союзных проектах и общих рынках у нас любят, а реальных шагов меньше. Это будет именно реальный шаг.