Из практически двухчасового послания Владимира Путина Федеральному собранию и гражданам России 42 минуты занял блок обороны и безопасности, в ходе которого глава России продемонстрировал новые образцы вооружений.

Само послание вышло крайне насыщенным и беспрецедентно предвоенным.

Данное послание, равно как и представленные в его ходе образцы вооружений, свидетельствует о том, что:

  1. Постсоветский политический курс, направленный на интеграцию в глобальный мир с признанием в нём главенствующей роли США, обанкротился по причине нежелания США терпеть каких-либо конкурентов;
  2. Холодная война 2.0 из смутных ощущений экспертов стала реальностью, признанной высшими лицами государства. Теперь это ощущение будет ежедневно укореняться в сознания широких народных масс.

И если под занавес первой холодной войны у многих были иллюзии об идеологии социализма как тормозе и единственном препятствии в интеграции России в глобальный мир, то теперь этих иллюзий быть не должно — у холодной войны 1.0 и её продолжения причина не идеологическая.

У новой редакции холодной войны вполне экономические причины — снижение экономической силы США с параллельным усилением могущества Китая неизбежно приводит к превращению экономической мощи КНР в политическое влияние.

От скатывания великих держав в войну всех против всех удерживают: а) Неготовность экономик к мировой войне старого образца; б) Недостаточность накопленных противоречий для немедленного развязывания войны — количество пока не перешло в качество; в) Наличие ядерного оружия как сдерживающего фактора.

И вот именно для девальвации ядерной мощи США системно продвигают противоракетную оборону (как против России, так и против КНР, а с недавних пор и КНДР). Попытки, к слову, не совсем удачные — американские ракеты регулярно падают или промахиваются во время испытаний. Однако рано или поздно их испытания увенчаются успехом.

Кроме того, в последний год США активно заняты подготовкой к выходу из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности — РСМД — с параллельным перекладыванием вины на Россию.

Очевидно, что в условиях тотального недоверия сторон друг к другу и Россия, и США как минимум морально и технически готовы к возобновлению производства данных ракет, а США и вовсе их испытывают.


Таким образом, послание Путина нужно рассматривать в контексте де-факто переставшего действовать РСМД, потому у послания три группы адресатов.

Во-первых, потенциальные избиратели, которых нужно воодушевить и мотивировать прийти на избирательные участки, а также вселить в них уверенность в том, что оборона страны находится в надёжных руках.

Во-вторых, иностранцы, в первую очередь граждане США и ЕС, которые должны задуматься о политике своих элит, толкающих мир к новой мировой войне. Именно потому на презентации МБР «Сармат» её боеголовки падают на американскую Флориду, чему газета «Майами Геральд» уже нашла объяснение — во Флориде есть резиденция Трампа с тремя бомбоубежищами.

В-третьих, элиты США, которых послание и презентации должны сподвигнуть выстраивать более адекватную политику по отношению к России, а в идеале остановить процесс скатывания стран к новой гонке вооружений.


Различия между немецкими генералами вермахта и их современными американскими коллегами становятся минимальными: американская военщина стала государством в государстве.

Фактически главный адресат 42 минут послания, посвящённых обороне и безопасности, — клерки Пентагона, которым доносятся два тезиса:

  • Система ПРО бесполезна, так как не гарантирует США безнаказанности и выживания при развязывании войны с Россией;
  • Россия готова к денонсации договора РСМД и втягиванию в новую гонку вооружений, однако считает такие действия нежелательными.
Презентация Россией новых межконтинентальных баллистических ракет — это не попытка развязать новую гонку вооружений, а желание её как можно скорее завершить.

В данном случае логика проста: чем лучше у России ракеты, тем меньше вероятность агрессии США, соответственно, нет нужды поддерживать на текущем уровне оборонные расходы — они становятся излишними по причине того, что у России в Евразии нет реальных боевых противников. Этот тезис подтверждает и Глава РСПП Александр Шохин, заявивший после разговора с Сергеем Шойгу, что увеличения расходов Минобороны в связи с презентацией новых систем вооружений не планируется.

Сложно сказать, какова степень готовности межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» и подводного беспилотника, не говоря уже о боевом лазере и гиперзвуковой ракете на ядерном двигателе. Это скорее вопросы для военных экспертов, равно как и оценка их потенциальной боевой эффективности.

Потенциально создать гиперзвуковую ракету на ядерном двигателе возможно — такие эксперименты проводили шестьдесят лет назад. С того времени прошло более полувека, и на текущем уровне развития науки и техники создание подобной ракеты не должно удивлять.

Однако тезисы Путина вряд ли будут услышаны Вашингтоном просто потому, что в рамках американской картины мира являются очередной демонстрацией «агрессивности» России и служат лишь доказательством «истинности» концепций и умозаключений о российском ревизионизме.


Отец-основатель военной экономики Третьего рейха Ялмар Шахт на Нюрнбергском трибунале. В 1939 году Шахт перестал руководить экономикой Германии и ушёл в отставку, заявив, что политика Германии ведёт страну к краху и гиперинфляции. В США таких политиков пока нет.

Кроме того, Штаты не могут не воевать просто потому, что войны обеспечивают инвестиционную привлекательность США, ослабляют противников, позволяют грабить побеждённых и служат демонстрацией силы Вашингтона для его же союзников. США в XXI веке оказались заложниками своего же миропорядка, сохранение которого невоенными способами требует всё больших ресурсов.

Однако принципиальная способность создания данных систем вооружений, равно как и успех России в их создании, станет ещё одним аргументом Пентагона в пользу дополнительного увеличения оборонных расходов. Пентагон уже затребовал дополнительное финансирование для ускорения разработки гиперзвукового оружия.


Ракета «Плутон» — концепт американского аналога российского «Кинжала» середины прошлого века.

Потому демонстрация Россией своих передовых разработок приведёт лишь к закреплению образа Москвы как «угрозы» всему «цивилизованному человечеству» и вызовет рост американских расходов на армию.

Соответственно, не получится использовать новое оружие как козыри в переговорах с США. Вашингтон не собирается договариваться с Россией, делая ставку на ужесточение санкций и дискредитацию российской власти посредством информационной войны, чья цель — авторитет армии и силовых ведомств.

Поэтому новое российское оружие — это попытка сохранить мир в его текущем шатком состоянии. Но российский призыв сесть за стол переговоров Вашингтон, скорее всего, проигнорирует.

Следовательно, единственное, что остаётся в таком случае, — как можно скорее довести до серийного производства новые системы вооружений и подготовить экономику к длительному противостоянию, научившись жить с опорой на собственные силы, без веры в иностранные инвестиции и либерализм.

Обывателям по обе стороны Атлантического океана остаётся, увы, лишь пересматривать классику времён первой холодной войны — фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».


Риски того, что нечто подобное нам всем предстоит пережить, будут возрастать с каждым новым витком холодной войны 2.0.