Сценарий сохранения власти в РФ после 2024 года, озвученный на прошлой неделе, казалось, должен был обнулить ценность прогнозов многих экспертов и политологов, предрекавших захват/поглощение Беларуси Россией (для легитимации правления Владимира Путина как лидера уже нового государства). Этого не случилось: большинство предрекавших просто сделали вид, что никогда такого не говорили. 

Что означает такой сценарий (допустим, что он будет реализован) для Союзного государства? Прежде всего, стабильность вектора интеграции. Т. е. не будет преемника Путина, с которым можно будет передоговориться о новых условиях (по крайней мере, какое-то время), а значит бесполезно занимать позицию «давайте уже после 2024 года». 

Впрочем, пока же возникают сложности даже с частными вопросами. «Мы работаем по всем направлениям диверсификации, в том числе по арабским поставщикам с учётом складывающегося предложения. "Белнефтехим" продолжает изучать новейший рынок, так как пока нет информации, что по новым ценам заключены реальные контракты»,  заявил пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко.

Со стороны белорусской оппозиции слышно не просто одобрение этих планов, спрашивают: «Почему тянете?» «Саудиты снижают стоимость нефти и обещают довести её до 9 долларов за баррель, потому что им нужно задушить Россию, которая собирается своей нефтедобычей не дать ей развернуться... Вместо того чтобы заниматься стратегическими вопросами управления государством. Вот это и есть кризис»,  указывает эксперт Аналитического центра «Стратегия» Виктория Василевич.


Со своей стороны отметим, что кризис — это когда экспертное сообщество впадает в панику и начинает смотреть на ситуацию, одномерно руководствуясь, к примеру, только фактором стоимости нефти. Там дешевле  айда все туда. Что будет потом, когда кризис кончится? Что тогда делать с этими контрактами на аравийскую нефть?

Не говоря уже о том, что у панических скидок, которые сейчас предлагают страны Персидского залива, есть свои причины: ещё 80–10 дней назад тарифы на фрахт нефтяных танкеров резко пошли вверх на фоне новостей о планах резкого увеличения добычи в Саудовской Аравии и Кувейте. В результате стоимость фрахта сверхкрупных танкеров на конец прошлой недели достигала 200–300 тыс. долларов в сутки (ещё 6 марта она составляла в среднем 33 тыс. долларов). Советуем всем белорусским экспертам, рвущимся подсказать своему руководству, у кого покупать нефть, учитывать не только её стоимость, но и прочие факторы.  

Не поручимся за точность расчётов, однако обратим на них внимание. Так, по данным авторов телеграм-канала «Минская Семибоярщина», с учётом расходов на логистику нефть из Саудовской Аравии стоимостью 25 долларов при текущих тарифах на фрахт будет обходиться на 45 долл./тонна дороже российской.

Со своей стороны повторим то, что уже писали

1. Дешёвая нефть из СА, как и из других источников, не является альтернативой для белорусской переработки в истинном смысле слова «альтернатива».

2. Как дополнительный аргумент в переговорах она (нефть) тоже не годится.

3. Думать нужно не только о стоимости сырья, но и об экспортных контрактах на поставку нефтепродуктов, вернее о скорости их заключения.

Уже сейчас можно с уверенностью прогнозировать сокращение экспортной выручки из-за масштабного экономического кризиса (к примеру, такой сценарий прозвучал уже в отношении белорусских калийных и азотных удобрений).

Наращивание молочного производства в Беларуси и в России (к 2024 году в РФ хотят довести экспорт молочки до 800 млн долларов) подсказало производителям РФ и РБ выгодную интеграционную нишу  разработка и производство оборудования для молочной отрасли. «Разработаны и проходят согласование концепции союзных программ. Они касаются разработки на основе цифровых технологий автоматизированных и роботизированных технологических процессов и оборудования для производства молока и молочной продукции, а также ресурсосберегающих и экологически безопасных интеллектуальных машинных технологий и комплексов роботизированных технических средств для эффективного производства продукции садоводства и питомниководства»,  сообщают в пресс-службе Минсельхозпрода РБ. 


Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в конце прошлой недели отчитался о готовности Беларуси к запуску первого энергоблока БелАЭС: «Для первого блока персонал подготовлен. Все специалисты АЭС, которые должны были получить предусмотренные национальным законодательством специальные разрешения Госатомнадзора, уже сдали экзамены и получили эти разрешения». 

Что же касается завоза топлива, то на самой же станции указали, что сроки уже трижды переносились из соображений безопасности. 

Российский МАЗ продолжает предлагать новые решения для более экономного вывоза мусора  предприятие презентовало мусоровоз на газомоторном топливе. После презентации его передали на полевые испытания. Уже в будущем году такую технику смогут купить и зарубежные потребители.


На фоне сообщений о падении продаж грузовых автомобилей на российском рынке радует также новость о закупке Санкт-Петербургом 100 автомобилей МАЗ-216 («гармошки»).