Прошлая неделя во внутрибелорусской повестке началась с учреждения даты Дня народного единства. Ожидаемо её назначили на 17 сентября. Именно в этот день в 1939 году началось присоединение западно-белорусских земель к БССР. Этот день будет государственным праздником, но не будет выходным.

Решение вписывается в антипольскую концепцию, которая всё сильнее проявляется в официальной белорусской политике по известным причинам после выборов-2020. Любопытно, что при этом отдельные белорусские политологи продолжают аккуратно качать тему «руки Кремля» на этом фоне, что очень сильно удивляет при нынешнем состоянии отношений Минска со странами-соседками. По факту в друзьях осталась одна лишь Россия.

Можно очень долго говорить о некой роли российского бизнесмена Дмитрия Мазепина, но реально объективных данных пока мало. Тем более что он опроверг свою связь с проектом «Нехта» (NEXTA, признан экстремистским в Беларуси).


Судя по тому, как держится на видео российский предприниматель, он явно недоволен, что его пытаются связать со Степаном Путило и Романом Протасевичем. После интервью последнего не делать этого для многих СМИ было невозможно, ведь бывший главред NEXTA не только сказал, что спонсор был связан с Уралом и горной добычей, но и отметил, что это конкурент Михаила Гуцериева. Такая наводка на 99 % приводит только к одной фамилии — Мазепин. Хотя на видео он почему-то отрицает конкуренцию с Гуцериевым. Видимо, потому, что «Славкалий» ещё только набирает обороты.

Вернёмся к теме Дня народного единства. Отношение к нему в белорусском обществе точно будет разным, даже полярным. Тема объединения двух частей Беларуси вообще всегда была предметом споров. Естественно, дрова в них подкидывал и польский канал «Белсат»: как правило, он всегда раскручивает тему репрессий 1939-го на присоединённых землях. Тема сложная и неоднозначная. Государственным идеологам и медиа здесь придётся постоянно отбивать атаки оппонентов.

Есть ещё один нюанс. Внимательно прочтём отрывок из официального сообщения по поводу учреждения Дня народного единства:

«Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почётное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединённых Наций.

Сегодня белорусский народ един в выборе стратегического курса на развитие сильной, суверенной и процветающей страны. Установление Дня народного единства 17 сентября подчёркивает преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность белорусской нации и государственности».

Некоторые уже обратили внимание на эти акценты. Здесь, конечно, не утверждается, что Беларусь одна победила в войне, но замалчивается, что воевали далеко не только одни белорусы. А соучредительство в ООН, как бы ни было неприятно, — не совсем достижение БССР. Великие державы тогда хотели получить как можно больше голосов в новой международной организации. Этим занимались и ещё не распавшаяся Британская Империя, и СССР. Да и сейчас секретом Полишинеля является тот факт, что у США в Объединённых Нациях есть дополнительные голоса за счёт зависимых островных государств.

Самостоятельность БССР в рамках советского проекта была относительной и касалась главным образом внутренних процессов республики. Ни о какой независимой внешней политике речи не было. Так что 1939 год тут ничего не менял.

Закрывая разговор на тему 1939 года, отметим, что ранее государственные СМИ периодически выпускали материалы о воссоединении двух частей Беларуси. Но каких-то особых информационных кампаний по выпячиванию этого факта не было. Параллельно с этим достаточно долго существовала общественная инициатива о признании 17 сентября государственным праздником. На фоне многовекторной политики её не замечали. Наверное, в том числе, и потому, что среди инициаторов были и представители одиозного НОД.

Прошлый год всё изменил. НОД не только на время не перестал для властей быть одиозным. Сторонников этого течения активно привлекали к провластным акциям в августе и осенью прошлого года.

Всё это свидетельствует, что в официальной линии всё меньше многовекторности и всё больше определённости. Для власти теперь желательно, чтобы эту линию поддерживало большинство. Именно поддерживало, а не молчаливо соглашалось. С этим пока проблемы.


Фото: РИА Новости

Из темы 1939 года вытекает тема Великой Отечественной войны. В какой-то мере действия РККА в 1939-м были одним из элементов эпизодического участия СССР во Второй мировой. По-хорошему та война началась не в 1939-м. В Европе принято считать, что противостояние Китая и Японии, начавшееся в 1937 году,  это сначала была локальная война, а потом уже она стала частью мировой.

Однако, если учесть Судеты и занятие Польшей части чехословацкой территории, то всё-таки 1937–1938 годы можно считать плавным началом Второй мировой. И события 1939-го на западных границах СССР, а точнее, передвижение этих границ — тоже часть войны. Хоть боевых действий там и было мало, всё же РККА и поляки вступали в бой. Были убитые и со стороны Польши, и со стороны СССР. Если посмотреть шире, то на украинском направлении были бои с немцами с применением последними артиллерии (привет сторонникам теории о дружбе советов с Третьим Рейхом).

Поэтому прибытие передвижного музея «Поезд Победы» из России в Беларусь, конечно, тематически связано и с темой 1939 года.

На торжественной презентации поезда в Минске заместитель главы Администрации Президента Беларуси Игорь Луцкий отметил: «Нашим людям пытаются навязать насквозь фальшивые исторические нарративы, обвиняют в развязывании Второй мировой войны, а советские символы приравниваются к нацистским».

Верно сказано, только некоторым не пытаются навязать, а уже навязали. Эти нарративы в некоторых странах стали государственными законами. Их приняла на вооружение часть молодёжи в России и Беларуси. Решать проблему можно только через объективные, не парадные, рассказы о войне. Но этим в общем информационном пространстве Беларуси и России в большей степени занимаются частные проекты, а отнюдь не государство. Блогер Дмитрий Пучков, проект «Цифровая история» и т.п.

«Поезд Победы», к сожалению, — это не совсем реальная работа. Если почитать отчёты и репортажи белорусских госСМИ, то покажется, что это такой передвижной проект для народа. В реальности всё не так. Если в России на посещение поезда можно забронировать билет через интернет, то в Беларуси изначально все билеты раздали идеологическим отделам и управлениям местных органов власти. Билеты распределены между своими, и просто желающий, который прочитал о поезде в СМИ, туда не зайдёт. Только виртуальная онлайн-экскурсия. Естественно, не всем это пришлось по душе.

Вот такая ложка дёгтя, и она раскрывает всю ошибочность «отчётного» подхода к госпропаганде. Если внимательно прочитать белорусскую госпрограмму «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы, то одним из важных показателей работы с молодёжью там названо вот что: «...доля молодёжи, охваченной различными формами общественно-политической, гражданско-патриотической, экономической, социальной и культурной деятельности». То есть нужно показать процент такого охвата, и процент должен расти.

«Поезд Победы» наверняка посетит немало молодёжи. Власти уже озвучили, что ожидается примерно 12 тыс. посетителей. Это те, кому распределили билеты. Но какая среди них будет молодёжь? Что она вынесет из посещения? Эти и другие вопросы не имеют значения, когда цель — это просто «охват» в процентах. Грубо говоря, на первом месте стоит отчёт о проделанной работе.

Перейдём к другой теме. С точки зрения союзных отношений, важным событием недели стала первая большая пресс-конференция нового российского посла Евгения Лукьянова. О ней много писали различные медиа. Обратим внимание лишь на несколько принципиальных моментов.

За многие годы это, пожалуй, первый глава российской дипмиссии в Минске, который чётко сказал, что Россия будет руководствоваться не мнением кого-то, а своими национальными интересами. Такое очерчивание границ может вызывать чей-то гнев, раздражение и т.п. Но это честно.


Фото: Sputnik Беларусь.

Лукьянов также впервые высказал, казалось бы, очевидный и лежащий на поверхности аргумент против сторонников теории о «руке Кремля», которая хочет сделать Беларусь очередным федеральным округом.

«Построить отношения на подчинении можно, но это не долгосрочная конструкция: рано или поздно она затрещит», — обратил внимание прессы дипломат.

Собственно, на этом можно и закончить. Участники Союза должны искать формы симбиоза. Иначе никак...