Глава МИД России Сергей Лавров посетил Ирак, где снова неспокойно. Страну охватил бунт, который потенциально может превратить её во вторую Сирию. Чем недовольны люди, какое отношение к этому имеют США и Иран и почему Россия поддержала действующее руководство, разберём в этом выпуске.

 

Сергей Лавров посетил Багдад, где встретился с президентом Бархамом Салехом и премьер-министром Аделем Абд аль-Махди. Россия в лице Лаврова подтвердила высокую значимость отношений с Ираком, намерение развивать существующие экономические проекты и выразила обеспокоенность обостряющейся обстановкой.

Действительно, в Багдаде вновь стало жарко. С 1 октября здесь не утихают якобы спонтанные народные протесты, в ходе которых уже более 100 человек погибли и свыше 6000 получили ранения. Если сначала требования протестующих носили в основном экономический характер, то теперь они требуют отставку правительства и досрочные выборы.

Безотносительно того, кто на самом деле спровоцировал массовые протесты, понять людей можно. Ирак, являясь страной с богатейшими запасами нефти, влачит нищенское существование. Люди живут на 3 доллара в день, процветают коррупция и безработица, в дефиците чистая вода, не говоря уже о медицине и образовании. Действующий премьер, который находится у власти всего год, обещает выполнить ряд социальных требований граждан, но сотворить чудо ему удастся едва ли.

Корень бед

Западная пресса пишет, что корень бед Ирака в том, что он не успел оправиться от нашествия террористов, которые с 2014 года удерживали под своим контролем его значительную часть. Однако террористы из Ирака давно изгнаны, а их остатки сегодня добивает Россия в соседней Сирии. Западные СМИ не указывают на то, что куда большим потрясением для страны стало вторжение американских войск в 2003 году и свержение Саддама Хусейна. А ещё раньше — международные санкции, которыми душили эту страну во имя торжества демократии. И вот она пришла, превратив богатый регион в вечного попрошайку. По оценкам Всемирного банка, на восстановление Ирака необходимо 88 млрд долларов, которые сегодня взять просто неоткуда.

Власть пытается погасить протесты, отключая интернет, вводя комендантский час и развязав преследование тех сотрудников полиции, которые якобы превысили полномочия и стреляли в людей. Однако пока что это удаётся плохо — митинги не утихают. В них всё ярче звучат и геополитические требования — изгнать из страны Иран, который имеет здесь большой вес. Митингующие распространяют информацию, что в людей стреляют именно приехавшие для подавления протестов иранские спецслужбы, и это наводит на определённые размышления.

Вариантов мало

Иран действительно имеет политический, экономический и даже религиозный вес в Ираке, так как там проживает немало шиитов. Но иранское руководство увидело в текущем кризисе руку третьих стран, которым необходимо рассорить два государства. Сергей Лавров также призвал посторонних не вмешиваться в иракские внутренние дела. Эта страна, учитывая множество накопленных противоречий, может рвануть, как и Сирия, что приведёт к возрождению терроризма на Ближнем Востоке и новой затяжной войне. Это не нужно ни России, ни Ирану, ни самому Ираку. А кто может быть заинтересован в разжигании нового пожара, подумайте сами. Вариантов не так много.