Поляки и белорусы родственные народы. Однако братьям Качиньским удалось переубедить в этом свой народ. Насколько эти тенденции сохраняются в Польше сейчас?

— У Европы нет положительного исторического опыта интеграции, даже проект Европейского союза охвачен дезинтеграционными процессами. Политика разделения, создания идеологических, смысловых и политических заборов гораздо органичнее западному политическому классу. Эту политику в полной мере можно наблюдать на постсоветском пространстве. Одной из самой драматичной её вех стало разделение некогда братских народов, тем более что в отношении к России и Белоруссии она ложится на удобные и проверенные временем рельсы противопоставления по культурным, религиозным, цивилизационным, политическим линиям водораздела.

Возможна ли дружба народов Беларуси и Польши при условии наличия польской власти, которая этому не способствует?

— На самом деле, все исторические обиды Польши по отношению к России, если встать на сторону польской стороны и признать их, должны были быть полностью исчерпаны итогами Второй мировой войны. Именно благодаря СССР современная Польша получила территорию, инфраструктуру и промышленность, с которыми она превратилась в развитую европейскую страну. Благодаря этому наследству даже сегодня, в отличие от других восточноевропейских стран, она играет не самую последнюю роль в европейской экономике и политике. Именно эта точка исторического примирения могла бы стать актуальной смысловой платформой для добрососедских отношений между Польшей, Россией и Белоруссией. Проблема заключается в том, что Польша и Запад в целом сегодня отказываются от общей победы над фашизмом и пытаются переписать историю и результаты Второй мировой войны, что мы видим на примере кощунственной политики польских властей по отношению к памяти и памятникам воинам Красной армии, павшим за освобождение Польши от фашизма.

НАТО усиливает контингент на территории Польши. Есть ли реальная угроза для Союзного государства, или это просто желание «помахать шашкой»?

— Исторически Польша всегда пыталась примкнуть к сильным, в своё время это были шведы, французы, англичане и т. д. И каждый раз такой союз против России заканчивался катастрофически для польского государства. Похоже, и сегодня Польша в точности повторяет все те же ошибки, делая ставку на Америку и пытаясь ей услужить всеми силами.

Конечно, любая концентрация военной силы рядом с границами не может не восприниматься в качестве потенциальной угрозы. Политическая (и историческая) безответственность восточноевропейских политиков заключается в том, что они видят лишь пропагандистский эффект демонстрации силы и единства с Америкой, за которым они перестают замечать реальные последствия. Сегодня уровень виртуализации сознания мировых элит находится на таком уровне, что военная эскалация и политические провокации превратились в игру и воспринимаются политическим классом Европы именно в таком качестве.

Какой должна быть реакция Беларуси на это событие? И должна ли она быть?

—  Во многом Союзное государство находится в таком же положении, как и СССР накануне Великой Отечественной войны, когда на концентрацию военных сил и провокации на границе нельзя было отвечать, чтобы не быть обвинённым всем западным «цивилизованным миром» в агрессии. Политических рычагов влияния на политику НАТО и входящих туда стран нет. Реальным выходом из этой ситуации является укрепление собственной обороноспособности, развитие экономики и человеческого капитала в рамках социального государства. Политическая ответственность, взвешенность риторики и спокойствие, которые демонстрируют сегодня Россия и Белоруссия, являются единственной гарантией стабильности в Европе. Такая позиция и дальше будет проверяться на прочность, но при условии усиления военного взаимодействия и модернизации вооружённых сил она достаточна для того, чтобы сохранять status quo на западном направлении.