Пока на Украине грезят о том, как Новый шёлковый путь пойдёт через её территорию, БЖД и РЖД активно развивают транзитное направление. Первой ласточкой тут стал ускоренный контейнерный поезд (проект компании «Белинтертранс» и РЖД-Логистика). Поезд будет доставлять машинокомплекты для завода «Белджи». До этого машинокомплекты приходилось везти морем в Клайпеду, откуда затем они доставлялись в Беларусь контейнерным поездом «Викинг».

Любопытно, что ещё 7 лет назад Прибалтика тоже была гипотетическим участником НШП, по крайней мере участвовала в обсуждениях вместе с Украиной.


Но вернёмся в сегодняшний день.

Известно также, что Россия и Беларусь могут запустить сервис ускоренной доставки для мелких партий грузов в багажных вагонах RailJet (не путать с австрийским RailJet), что сократит путь по маршруту Пекин — Москва — Минск до 8 (!) суток. На сайте РЖД-Логистик по этому поводу сообщается:

Rail Jet — регулярные еженедельные импортные и экспортные отправки грузов в багажных вагонах по маршруту: Пекин — Москва / Москва — Пекин за 6 суток с точностью до минуты. Это принципиально новый сервис скоростных железнодорожных перевозок различных грузов, в том числе товаров электронной торговли, в составах пассажирских поездов.

«Основной международный грузовой железнодорожный маршрут между Китаем и Европой прошёл вдоль границы Украины, а не через Украину», — с горечью отмечал в январе этого года экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.

«За последние пять лет "Укрзализныця" ничего не инвестировала в развитие транзитных перевозок, тогда как Беларусь закупала новые локомотивы, ускоряла прохождение контейнерных поездов, вкладывала в перевалочные комплексы. В итоге по Беларуси контейнерные поезда идут со скоростью 120 км/час, а у нас от Ковеля до границы нет даже электротяги, приходится в Ковеле переформировать поезда и сокращать количество вагонов в составе, а это всё потери времени», — поясняет он причины, по которым транзитные потоки прошли мимо Украины.


Впрочем, дело не только в инвестициях, просто у Украины есть свои приоритеты. И тут уж нужно выбирать: либо они, либо борьба за трансъевразийские маршруты.

А приоритеты таковы:

1. Украина предпочитает развивать пассажирское ж/д сообщение. Те немногие средства, что выделяются на закупку новых пассажирских вагонов, вкладываются в новые поезда в западном направлении: в Польшу, Румынию, транзитный поезд «4 столицы» (Киев — Минск — Вильнюс — Рига). Ставка на пассажиров вполне объяснима: именно трудовые мигранты приносят Украине десяток миллиардов долларов, позволяя хоть как-то покрывать пропасть в торговом балансе, которая без этих средств была бы вдвое больше (почти 10 млрд долларов в 2018 году).

2. Средняя скорость движения грузовых составов на Украине, по словам того же Кавы, — 20 км/ч. Строить скоростные участки для движения грузовых поездов Украина только планирует, причём: а) в заявленных планах это будет треугольник Киев — Одесса — Львов; б) скоростные участки будут с узкой колеёй евростандарта.

Как мы помним, маршрут, который предлагала Украина, и прежде не отличался удобствами, поскольку проходил через несколько границ и два моря (Чёрное и Каспийское). Однако теперь он по факту становится единственно возможным (если продолжать фантазировать о транзите товаров из Китая через Украину). Ну кто повезёт поезд через пол-Украины со скоростью 20 км/ч до Киева, чтобы там перегрузить его на скоростную узкоколейку?

3. Ну и наконец, Украине сегодня не хватает средств на закупку локомотивов даже для покрытия потребностей экспортёров. Действующий контракт с GE рассчитан на ближайшие 7 лет. И всё, что Украина по нему получит, уже наперёд востребовано экспортёрами. Поэтому, когда у Украины даже теоретически дойдут руки до того, чтобы заняться транзитом, коридоры будут сформированы и менять их никто не станет.

Фактически история повторяется. Страны, через которые пролегает этот торговый маршрут, получают бонус к развитию. Страны, которые он минует, оказываются на обочине. Подробнее об этом — в аудиоверсии статьи «Как Шёлковый путь кроил границы государств».