Тема торговых войн по-прежнему доминирует в мировой повестке дня. По оценкам российских экономистов, в настоящий момент речь идёт уже не столько о протекционизме применительно к товарам, сколько о протекционизме инвестиционном.

Как следует из последнего доклада ЮКТАД World Investment Report 2019, объём накопленных в мире прямых инвестиций, сформированных за счёт экспорта капитала, составлял в 2000 году 7,38 трлн долларов. В 2010 году он был равен 19,75 трлн, а к концу 2018-го достиг величины в 32,27 трлн долларов. Отметим, что главным получателем ПИИ являются США. Так, объём накопленных прямых инвестиций в американской экономике в 2000 году равнялся 2,69 трлн, в 2010-м — 4,81; в 2018 году достиг 6,47 трлн долларов. Для сравнения: ПИИ в Россию: 2000-й — 11,2 млрд долларов; 2010-й — 336,4 млрд долларов; 2018-й — 344,1 млрд долларов.

В отношении Китая Вашингтон уже взял курс на жёсткое применение механизмов инвестиционного протекционизма. В соответствии с результатами исследования, проведённого консультативно-юридической компанией Baker & McKenzie совместно с исследовательской компанией Rhodium Group в начале 2019 года, прямые инвестиции КНР в экономики Европы и Северной Америки составили в 2016 году — 94 млрд долларов, в 2017-м  — 111 млрд долларов, в 2018-м — 30 млрд долларов. Таким образом, происходит не просто снижение объёмов китайских прямых инвестиций в экономики развитых стран Запада, а настоящий обвал, причём в первую очередь за счёт сокращения инвестиций в экономику США (2016-й — 45,6 млрд долл.; 2017-й — 29,0 млрд долл.; 2018-й — 5,0 млрд). Доля США в экспорте капитала из Китая упала с 36,6 % в 2017 году до менее 4 % в 2018 году. Такая ситуация сложилась в результате включения Вашингтоном в действие механизмов допуска иностранных инвестиций в американскую экономику. Отметим, что возрождающийся в Америке инвестиционный протекционизм имеет не только антикитайскую направленность. Он является универсальным оружием, которое может быть применено Вашингтоном в отношении любого государства.

Создавая препятствия для китайского бизнеса по доступу к американскому рынку, Вашингтон также различными способами, в том числе через дестабилизацию Гонконга, стремится максимально ограничить приток иностранных инвестиций в китайскую экономику.

Напомним, что Гонконг — это основной международный финансовой центр в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ключевой элемент в реализации китайской внешнеэкономической стратегии «Пояс и путь».

Справка. В ближайшие десятилетия расходы экономик региона в рамках проектов «Пояса и пути» оцениваются в сумму 4–8 трлн долларов. В Китае данный проект объявлен главным фокусом внешней политики на ближайшее время.

Примечательно, что в феврале 2019 года Гонконг обнародовал собственную инициативу «Территории залива» — экономической кооперации Гонконга, Гуанчжоу, Шеньчженя и Макао. В ней Гонконгу отводится роль финансового и сервисного, а Шеньчженю — промышленного и технологического центра объединённой региональной экономики с населением 71 млн человек, превосходящей по многим параметрам (в том числе по ВРП) агломерации «большого Нью-Йорка», городов Калифорнии и Токио. Данная стратегия поддержана и центральным правительством КНР, и региональными властями провинций Китая.

С ракурса инвестиционного протекционизма можно рассматривать и недавнее заявление администрации Дональда Трампа о возможности делистинга (исключения акций) китайских компаний с фондовых бирж Соединённых Штатов Америки, повлёкшее за собой резкое падение акций ряда крупнейших компаний Поднебесной (Alibaba, Baidu и JD).

Россия — Китай

В российско-китайских отношениях, напротив, продолжает сохраняться позитивный тренд на укрепление многофакторного взаимодействия.

Государственный банк развития Китая намерен инвестировать более 420 млн долларов в строительство новых танкеров на российском судостроительном комплексе «Звезда».

Речь идёт о строительстве судов ледового класса — двух танкеров класса «Афрамакс», трёх танкеров дедвейтом по 51 тыс. т, 15 танкеров-газовозов. По словам председателя государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», привлечённые средства позволят усилить компетенции российского судостроения, будут способствовать эффективной и быстрой транспортировке российского сжиженного природного газа в Китай и другие страны Азии.

Отметим, что ранее в консорциуме инвесторов во главе с ПАО «НК "Роснефть"» сообщили, что судостроительный комплекс «Звезда» получил доступ к проекту арктического газовоза южнокорейской компании Samsung Heavy Industries Co. Ltd.

Важным элементом, способствующим торговой кооперации Москвы и Пекина, является полноценное развитие приграничных зон свободной торговли.


Так, в китайской провинции Хэйлунцзян, граничащей с Российской Федерацией, выведена на стадию практического запуска новая пилотная ЗСТ, включающая Харбинский, Хэйхэский и Суйфэньхэский сектора.

Первым крупным проектом в ней стал Шэньчжэньский индустриальный парк, строительство которого началось в Харбине. Площадь, которую займёт новый технопарк, составляет 26 га. Планируется создание в нём четырёх кластеров — информационных технологий, новых материалов, «умного» производства и современных услуг. Следующим крупным проектом северной ЗСТ станет строительство в Харбине центра международной торговли и большого выставочного комплекса. Предполагается, что центр станет «торговым портом глобального значения».

До конца 2019 года планируется запуск универсального центра обслуживания ЗСТ, кроме того, в г. Хэйхэ состоялась закладка первого камня в основание будущего китайско-российского логистического комплекса, который станет ближайшим переходом в Китай для Якутии.

Справка. Логистическая зона «Юэсин» откроется возле моста Хэйхэ — Благовещенск. Стоимость российско-китайского проекта — 423 млн долларов. Новый хаб станет связующим звеном между китайской железнодорожной сетью и Транссибирской железнодорожной магистралью.

Китайскими специалистами особо подчёркивается, что важнейшей задачей ЗСТ является максимальное использование преимуществ её пограничного расположения, позволяющего выработать и внедрить в других пограничных регионах широкий спектр новых моделей управления и взаимодействия.


Перспективным и глобальным по своему потенциалу, с точки зрения экспертов, является предложение китайской стороны о совместном с Россией (50 %) развитии системы спутникового интернета, предполагающей развёртывание спутниковой группировки (около тысячи единиц) на низкоорбитальной орбите.

Беларусь — Китай

Минск и Пекин сверили часы и обсудили перспективы военно-технического сотрудничества в рамках 16-го заседания Белорусско-китайского координационного комитета по сотрудничеству в области вооружений и военной техники.

Белорусскую часть комитета возглавил председатель Госкомвоенпрома Роман Головченко, китайскую — заместитель начальника Главного управления развития вооружения и военной техники Центрального военного совета КНР, генерал-лейтенант Лю Шэн.

Открывая мероприятие, председатель Госкомвоенпрома отметил, что особый стратегический характер отношений между двумя странами выстраивается последовательно и динамично по всей структуре взаимодействия, в том числе и в военно-технической сфере, в рамках которой страны вышли на оптимальную схему взаимодействия, от поставок продукции военного назначения в интересах двух стран до совместных разработок и производства высокотехнологичной продукции.


В Бресте завершена модернизация контейнерного терминала (затрачено 10 млн долларов), в результате Беларусь увеличит объёмы транзитных грузоперевозок по Новому шёлковому пути.

Реализация стратегического для Белорусской железной дороги проекта началась в 2018 году. Выполнено переустройство железнодорожных путей, увеличены фронты перегруза и хранения контейнеров, приобретены высокопроизводительные грузоподъёмные машины (ричстакеры).

Справка. Общая площадь контейнерной площадки — 50 тыс. кв. м. В настоящее время обработка организованных контейнерных поездов Восток — Запад — Восток в Брестском железнодорожном узле, на станциях Брест-Северный и Брест-Восточный, составляет 8 часов при перегрузе и 5 часов без перегруза.


По словам специалистов, проект должен быстро окупиться. Так, объёмы грузоперевозок постоянно растут: в этом году на 20 % по сравнению с прошлым. Сегодня через брестский терминал следует более 335 тыс. контейнеров в год (прогноз — до 1 млн к 2025 году).

В городе Циндао состоялся белорусско-китайский форум трансграничной электронной торговли. В мероприятии приняли участие посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый, заместитель министра экономики Елена Перминова, представители Минсельхозпрода, Белгоспищепрома, Беллегпрома, РУП «Белтаможсервис», РУП «Белпочта» и др. С китайской стороны форум посетили более 150 компаний, специализирующихся на электронной трансграничной торговле.

В ходе мероприятия подписан ряд документов о сотрудничестве в торгово-экономической сфере между белорусскими и китайскими участниками. В частности, ЗАО «Мясо-молочная компания» и корпорация KOVO Group подписали соглашение о поставке пищевой продукции на китайский рынок.

Казахстан — Китай

Товарооборот Республики Казахстан за 7 месяцев текущего года составил 53,8 млрд долларов, увеличившись на 3,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (52,9 млрд).


Рост товарооборота в текущем году обусловлен увеличением импорта на 11,7 %. Сумма за 7 месяцев составила 20,9 млрд долларов, доля в товарообороте — 38,8 % (годом ранее — 18,7 млрд, или 35,3 % от товарооборота).

Экспорт товаров и услуг, в свою очередь, сократился на 3,7 % за год и составил 32,9 млрд. При этом в целом за 12 месяцев 2018 года экспорт товаров и услуг составил 61 млрд долларов при годовом росте на 26,1 %.

По планам правительства к 2022 году объём экспорта несырьевых товаров и услуг должен достигнуть 31,8 млрд, при этом в 2018 году по плану он должен был составить 22,7 млрд долларов. Сейчас же 72,3 % всего экспорта занимают минеральные продукты — 23,8 млрд долларов. Из них 21,9 млрд — это топливно-энергетические товары, на которые приходится 66,5 % в структуре экспорта.


В сентябре 2019 года распоряжением премьер-министра утверждена «Дорожная карта по продвижению экспорта несырьевых товаров и услуг», в рамках которой особое внимание уделяется внутренним и внешним барьерам. Их устранение позволит сократить негативные факторы и последствия, с которыми сталкиваются отечественные производители и экспортёры. Дорожной картой предусмотрено 81 мероприятие, в том числе 52 мероприятия по продвижению экспорта несырьевых товаров и 29 мероприятий по развитию экспорта услуг.

До конца текущего года Казахстан планирует расширить сеть торговых представительств, которые будут открыты в КНР, Турции, Индии, Иране, Узбекистане, Афганистане, Польше и Чехии.

***

США продолжают планомерно осуществлять давление на Китай, актуализируя те или иные болевые для Поднебесной точки — от биржевых махинаций до обвинений в стирании национальной идентичности собственных граждан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (заявление Майка Помпео на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

Российский вектор становится всё более востребованным для китайских политических элит. Это следует как из увеличения активности китайского бизнеса, так и значения, придаваемого Пекином празднованию 70-летия китайско-российских отношений. «Мы начинаем абсолютно новую главу китайско-российских отношений», — отметил глава МИД КНР Ван И.

По оценкам экспертов, реальным толчком по ускорению интеграционных процессов на треке ЕАЭС — Китай призвано стать именно сотрудничество в сфере высоких технологий. В частности, реализация Россией и Китаем проекта по построению системы спутникового интернета положит начало технологическому сотрудничеству двух стран в космосе на многие десятилетия вперёд, отодвинув на задний план партнёрство России с США и Европой. Следующими проектами сотрудничества станут совместное создание сверхтяжёлой ракеты и совместная лунная программа.