В начале месяца Россия и Беларусь обнародовали планы интенсификации военного сотрудничества, вызвав этим нездоровый ажиотаж у соседей. Помимо прочего, РФ и РБ договорились создать центры совместной подготовки. И вот на прошлой неделе эти планы обрисовались немного чётче.  

Один из заявленных центров будет готовить военных лётчиков и специалистов по ПВО. «На базе центра будет организована совместная подготовка экипажей самолётов Су-30СМ, обучение белорусских специалистов работе на современных зенитных ракетных комплексах, состоящих на вооружении Вооруженных сил Российской Федерации, а также совместное выполнение учебно-боевых задач», — сообщается в телеграм-канале МО РБ. 


Напомним, в конце 2019 года Беларусь получила от российского производителя (корпорация «Иркут») четыре истребителя Су-30СМ, которые были приняты на вооружение летом 2020 года. Осенью 2022-го Беларусь получит ещё четыре боевых машины. Всего же на вооружении в белорусской армии будут состоять 12 таких истребителей. «...впервые в истории суверенной Беларуси мы поставляем в боевой состав военно-воздушных сил нашей страны новые, современные многофункциональные истребители Су-30СМ. Этот день ещё знаменателен тем, что это начало поэтапного перевооружения всех наших ВВС на новые типы самолётов», — прокомментировал в ноябре 2019 года начало исполнения этого контракта генсек ОДКБ Станислав Зась.

Таким образом, белорусским пилотам предстоит переучиваться для работы на новых самолётах (до этого основу боевой авиации ВВС Беларуси составляли МиГ-29). А потому организация такого центра вполне логична. 

Что касается войск ПВО, то в этом году в Беларусь ожидается поставка зенитных комплексов «Панцирь-С». Кроме того, Минобороны Беларуси выражало заинтересованность в приобретении С-400. И создание совместного центра для подготовки, в том числе и специалистов ПВО, может быть сигналом о близости такой сделки. 


Ещё один центр будет использоваться для подготовки сухопутных войск (мотострелковые и танковые подразделения). Его разместят на территории РФ в Нижегородской области. Третий центр будет действовать на базе Балтийского флота Западного военного округа: «Это направление даст возможность готовить белорусские подразделения на базе воинских частей Морской пехоты Российской Федерации, оснащённых БТР82А [поступят на вооружение белорусской армии в 2021 году — СОНАР-2050]».

Точно так же активно России и Беларуси предстоит наращивать экономическое сотрудничество — результаты 2020-го не радуют. Данные Белстата и ФТС РФ разнятся, однако оба ведомства фиксируют снижение внешнеторгового оборота в 2020 году до 82,7 % (Белстат) и 84,3 % (ФТС). Россия осталась для Беларуси главным торговым партнёром (47,9 % белорусского экспорта) и основным инвестором (3,6 млрд долл. инвестиций, из них 2,77 млрд — прямые). 

На результаты торговли, конечно, оказал влияние фактор COVID-2019, однако основная доля падения оборота пришлась на сырую нефть (-3,14 млрд долл. из 6,18 млрд по Белстату или 5,3 млрд по ФТС). 

Поэтому, когда Минэкономики Беларуси прогнозирует на 2021 год увеличение объёмов импорта из РФ до 18,2 млрд долл. (+11 %), в первую очередь речь идёт как раз о восстановлении закупок нефти. Что же касается экспорта в РФ, то планируется, что он вырастет до 13,78 млрд долл. (+5 %). Для Беларуси это будет означать рост отрицательного сальдо от торговли с Россией, однако она компенсирует его увеличением выручки на других рынках. 

Цены на энергоносители с полным правом можно назвать пульсом экономики, поэтому исполнение этих прогнозов будет зависеть как раз от них. 

Стоимость основного — природного газа — останется для Беларуси на уровне 2020 года (128,5 долл. за тысячу кубометров). Эти договорённости были достигнуты ещё в декабре, сейчас они подтверждены, а Минэнерго двух стран зафиксируют это в техническом протоколе к межправсоглашению по газу. «Планируемая корректировка соглашения носит технический характер и связана с необходимостью правового оформления решений, принятых 24 декабря 2020 года», — говорится в комментарии Минэнерго Беларуси. 

Украина, похоже, приняла окончательное решение присоединиться к числу сторонников бойкота БелАЭС: 18 марта введение ограничений на импорт электроэнергии из России и Беларуси поддержал президент Украины Владимир Зеленский, выдав соответствующее поручение премьер-министру Денису Шмыгалю. Кроме того, вопрос такого импорта планируется вынести на ближайшее заседание СНБО Украины. А учитывая, что данный орган в последнее время превратился в инструмент обхода законодательства (санкции, внесудебные расправы и т.п.), положительное решение СНБО по этому вопросу весьма вероятно. 


При этом для внутреннего пользования решение цинично подкрепили шахтёрскими протестами на ГП «Львовуголь» — словно это не сама же власть создала дефицит угля на электростанциях, который в январе-феврале пришлось экстренно покрывать за счёт импорта электроэнергии.

Наконец, уже после шахтёрских выступлений и поручений Зеленского 19 марта в Верховной Раде Украины выступал президент Литвы Гитанас Науседа, призвавший депутатов к бойкоту: «Хочу публично попросить власти Украины и её народ поддержать позицию стран Балтии по БелАЭС и не покупать электроэнергию, производимую в Островце». Впрочем, мы помним, что со стороны Украины это не было решением одного дня: министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба ещё в январе анонсировал намерение отсоединиться от энергосистем России и Беларуси.  

В потере очередного рынка, конечно, мало приятного. С другой стороны, возможно, оно и к лучшему: непросто строить сотрудничество с соседом, у которого энергетикой командует глава МИД и вообще любой встречный. 

Для наших обзоров особую ценность представляют новости, которые можно «пощупать», то есть показать на практике, на чём конкретно проходит сближение России и Беларуси. Очередной пример: пилотный проект электронного документооборота между российскими и белорусскими компаниями. 

«Проблема заключалась в том, что налоговые службы стран требовали разные форматы документов. Теперь же белорусские накладные конвертируются автоматически в универсальный формат (УПД), соответствующий требованиям ФНС РФ. Таким образом, юридическая значимость документов сохраняется, а подлинность иностранной электронно-цифровой подписи гарантирует доверенная «третья сторона» — ООО "Газинформсервис"», — поясняет значимость события издание «Деловой Петербург». В первом этапе пилотного проекта приняли участие 20 белорусских и российских компаний, а перед окончательным внедрением электронный документооборот на две страны опробуют ещё раз. По сути, это первый шаг к единой налоговой системе — одной из дорожных карт, к обсуждению которых РФ и РБ не так давно вернулись. 

Темой месяца в марте, безусловно, стали уход Беларуси из Клайпеды и начало отгрузок нефтепродуктов из портов Ленобласти. Всё это время, а также ещё после анонса скорого ухода из литовского порта со стороны Литвы неслись комментарии в духе: «У нас же дешевле, они делают это себе в убыток». Наконец, в ситуацию можно внести ясность: «Сейчас под давлением политических обстоятельств было принято решение о предоставлении дополнительных скидок на перевозку белорусских нефтепродуктов. Поскольку транспортное плечо на Усть-Лугу и на Петербург больше, чем на Клайпеду для Беларуси, поэтому при прочих равных выгоднее было везти в Клайпеду, но если там предоставлены значительные скидки, то тогда ситуация меняется», — считает главный редактор портала «ПортНьюс» Виталий Чернов. Впрочем, эксперт уточняет, что поскольку это только начало, и вслед за нефтью пойдут калийные удобрения: «...И если белорусский балкерный грузопоток пойдёт вслед за нефтепродуктами, он загрузит те достаточно большие мощности, которые сейчас создаются, и экономический эффект будет мультипликативным для всей Ленинградской области». Иными словами, наращивание грузопотока со временем оправдает дополнительные скидки.