Начнём обзор с наиболее резонансного события — громкого заявления президента Беларуси Александра Лукашенко: «У нас сейчас тяжёлый период россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят».


Это заявление президента РБ вмиг разлетелось по новостным лентам. Даже несмотря на то что август, с точки зрения медиа, — мёртвый месяц. Иногда возникает ощущение, что редакторам новостных лент за любую новость такого рода выплачивают премию. Впрочем, вернёмся к Лукашенко.

Многие из тех, кто цитировал белорусского лидера, упустили первое предложение. А ведь перед этим жёстким спичем о варварах стояла фраза «Я хочу сохранить "Гомсельмаш"», полностью меняющая весь контекст.

Итак, при чём же тут «Гомсельмаш»? Во многом ситуацию уже разобрал постоянный автор портала Иван Лизан, мы добавим лишь несколько штрихов. «Гомсельмаш» уже не первый год сватают и «Ростсельмашу», и «Новосибирскагромашу», вероятно, в расчёте повторить успех интеграции МТЗ и ЧЛМЗ. Получается не очень. Хотя «Гомсельмаш» не бесприданница какая-нибудь и не чемодан без ручки. Руководство предприятия довольно активно и само создаёт совместные производства в РФ, в частности в Оренбургской области. А также на Украине и даже в Китае. Т. е. это не мёртвый завод, вся ценность которого в наработанных связях и сотне патентов. Скажем, вот пример выпускаемой заводом техники.


Прибыль, конечно, невелика (907 тыс. Br за прошлый год). Но в 2014–2016 гг. в Беларуси мало кто мог похвастать большими прибылями, только в прошлом году наметился рост. Есть прибыль — уже хорошо.

Белорусский лидер, как это часто бывает, перегибает по форме, но прав по содержанию. Уже названный только что пример «Союзного трактора» — лучший показатель того, что договариваться с белорусскими производителями можно. А если попытки договориться сводятся к предложениям отдать рынки и перейти взамен на производство низкорентабельной продукции, то в ответ будут звучать вот такие заявления. Единственное, в чём стоит поправить Александра Лукашенко, так это попросить его быть немного точнее. Не «русские ведут себя, как варвары», а конкретные ФИО из руководства того же «Ростсельмаша».

И ещё один важный момент. В конце своего выступления президент РБ заявил: «Это ещё тема нашего разговора с президентом России. Но мы должны работать в тех условиях, в которых сегодня существуем». Предметом для разговора могло бы стать не только обсуждение неудачных переговоров двух производителей с/х техники, но и возможность создания некоего механизма в рамках ЕАЭС, своего рода площадки. На которой бы изначально проходили такие переговоры. Потому что если президенты каждый раз будут разбираться, почему буксует интеграция у тех или вон тех производителей , то это будет мало похоже на экономический союз.

Видимо, на «хайпе» заявления о русских варварах кто-то запустил и утку о приостановке кредитования Беларуси Россией. Для чего Минфин РФ был вынужден специально выступить с опровержением. Мол, не только не прекратили, но и «начата и активно ведётся подготовка документов, необходимых для предоставления нового финансового кредита, а также траншей кредита, предоставленного по линии ЕФСР».

Только в этом году «Белкоммунмаш» успел заявить о возможности запуска совместной сборки на Украине, в Египте и Венгрии. Возможно, стоило бы рассмотреть возможность кооперации с российским производителем («ТролЗа»), тем более что, как показывает практика, на экспорт они идут вместе: не так давно Бишкек на кредит ЕБРР закупил 37 троллейбусов (15 производства «Белкоммунмаш» и 22 — «ТролЗа»).

Хороший пример того, что интеграция производств и рынков неизбежна, — бытовая техника. В пресс-службе ЕЭК на днях заявили, что у стран ЕАЭС вскоре появится единый техрегламент на бытовую технику. «Технический регламент устанавливает для отдельных видов электроприборов показатели, отражающие эффективность их работы. Например, для стиральных машин  эффективность стирки и расход воды, для пылесосов  эффективность сбора пыли и вторичный выброс пыли, для электрических ламп  расчётный срок службы, стабильность светового потока, количество циклов переключения», — пояснили в комиссии. Для производителей из ЕАЭС этот документ станет одновременно и ориентиром, и защитным механизмом, отсекающим дешёвую, но некачественную продукцию.

В 2019 году в России стартует крупный инфраструктурный проект. Прямого отношения к Беларуси он не имеет, зато она примет в нём участие и сможет воспользоваться преимуществами. Речь о строительстве автодороги «Меридиан».


Длина трассы — более двух тысяч км, она уже признана ответвлением транспортного коридора «Россия — Западный Китай» и будет предназначена в первую очередь для транзита грузов, в частности, через неё будут связаны Гамбург и Шанхай. Стоимость строительства оценили в 594 млрд рублей. Финансирование частное, поэтому и проезд будет платным. Но для перевозчиков из стран ЕАЭС цена будет ниже.