Не так давно на СОНАР-2050 выходил подробный материал о некогда огромной бизнес-империи Юрия Чижа. Сейчас она постепенно сжимается и становится примером падения крупного игрока отечественного бизнеса. Например, с момента выхода статьи «Полёт Чижа» значительно уменьшились масштабы торговой сети ProStore. Фактически у неё осталось три торговых центра в Минске. Одно из юридических лиц сети банкротится...

На этом фоне интересно выглядит возвышение Алексея Олексина. Данных о бизнесмене не так много, но о его связи с Юрием Чижом известно. Примерно 6 лет назад Олексин получил часть бизнеса Чижа по торговле нефтепродуктами. Считается, что это произошло из-за санкций ЕС, под которыми некоторое время был лично Чиж и его активы.

Основная компания, которая перешла к Олексину, — «Энерго-Оил». Сначала, как уже говорилось, это был просто продавец нефтепродуктов. Сейчас — целая группа бизнесов. Если изучить информацию из Торгового реестра Беларуси, «Энерго-Оил» становится мощным ретейлером.

У неё 8 объектов по оптовой торговле табачными изделиями. Во-вторых, «Энерго-Оил» завершает создание огромной табачной розничной сети. На данный момент это около 1920 точек. В планах довести их число до 2500 (500 в Минске). Если учесть, что это не крупные форматы, а киоски и павильоны, в будущем «Энерго-Оил» может составить серьёзную конкуренцию наследнице советской «Союзпечати» — сети «БелДрук» (госкомпания «Белсоюзпечать»). У последней в Торговом реестре числится около 1120 действующих точек.


Фото: Sputnik Беларусь

Печатная продукция составляет в ассортименте «БелДрук» примерно 30 %. Остальное — товары из условной категории «тысяча мелочей». «Энерго-Оил» пока обязана сохранять долю табачных изделий на уровне 80 %. Но нельзя исключать, что в будущем конфигурация изменится. Главное, что компания получила немало бойких мест по всей стране: у вокзалов, рынков и т. д.

Сеть «Энерго-Оил» называется «Табакерка». Разрешение на её развитие было получено на самом высоком уровне, что не скрывалось и даже попало в сюжеты теленовостей. Собственно, это был момент, когда фамилия Олексина стала чаще звучать в СМИ.


В публичном доступе информации об Алексее Олексине не так много. Известно, что он работал в одной из госкомпаний системы Управления делами президента Беларуси. Теперь Олексин в частном бизнесе и, в отличие от многих других серьёзных бизнесменов, которые взаимодействуют с органами власти, редко попадает в объективы телекамер. Фото: стоп-кадр из видео агентства БЕЛТА.

На президентском совещании в декабре 2017 года выступил вице-премьер Михаил Русый (сейчас он председатель Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению в верхней палате парламента — Совете Республики). Получается, что с его подачи была запущена идея «единой товаропроводящей сети в табачной сфере». А затем уже последовало решение: сети «Табакерка» быть.

Чтобы получить добро, Олексин должен выполнить некоторые условия. Например, инвестировать около 60 млн долларов в ОАО «Гродненская табачная фабрика "Неман"» (по данным на начало 2019 года, 100 % акций принадлежит государству). Говорилось и о некой «социальной нагрузке».

Сеть «Табакерка» начали создавать с начала 2018 года, и в итоге получилась чуть ли не самая большая в Беларуси «империя киосков». Естественно, это вызвало недовольство некоторых предпринимателей. Многие их точки, особенно в Минске, были закрыты на волне прощания государства с формами торговли из 1990-х. Были даже обращения в органы власти, сводящиеся к одному посылу: «Если разрешили Олексину, разрешите и мне». Пока ответов в публичном пространстве не прозвучало, а мелкие предприниматели больше особо не выступают на эту тему. Видимо, просители поняли, что им не под силу тягаться с крупной сетью.

Олексин в целом набрал вес. По итогам 2018 года переместился с девятого на шестое место в топ-200 белорусских бизнесменов.


Следующей важной точкой развития после одобрения «Табакерки» стал президентский указ от 7 августа 2019 года.

ООО «Интер Тобакко» — это компания, которая связана с Алексеем Олексиным. В принципе, дарование ей такого права не было полной неожиданностью. Дело в том, что Беларусь по договорённостям в рамках ЕАЭС должна постепенно увеличивать табачные акцизы. Периодически министерство по налогам и сборам Беларуси публикует данные об этих повышениях. Но раньше из этих сообщений следовало, что импортом продукции такого известного гиганта, как Philip Morris, занимается только госкомпания «Беларусьторг». С июня 2018 года в публикуемых таблицах налогового ведомства появилась «Энерго-Оил».

А что касается «Интер Тобакко», то это не просто торговая фирма. В 2018 году ей выделили дополнительный участок под Минском. Его специально вывели из статуса столичной земли в областную через решение Мингорсовета, чтобы упомянутая компания могла построить там табачное производство. На данный момент «Интер Тобакко» разместила немало объявлений о наборе персонала на фабрику. Например, машинисту поточно-механизированных папиросно-сигаретных линий и машин обещается зарплата в 1,1 тыс. белорусских рублей (около 33 тыс. российских). Для рабочего это не заоблачная сумма, но по минским меркам довольно хорошая. Всего обещано 200 новых рабочих мест.

Выше мы уже упомянули, что не все позитивно относятся к табачному бизнесу Олексина. Кроме обращения от мелких предпринимателей, были, например, интернет-петиции. Одна из них достигла результата, и один минский киоск «Табакерки» закрыли. Оказалось, что он ограничивает обзор пешеходного перехода. О других подобных случаях не слышно. Но по непонятным причинам некоторые точки продаж регистрировались, но потом быстро закрывались. Из Торгового реестра видно, что таких примерно 130. Некоторые не продержались и месяца. Возможно, «Энерго-Оил» не понравились эти места.

Можно предположить, что некоторые точки всё же закрылись по просьбам общественности. И вот почему такое предположение имеет право на жизнь. В предыдущем созыве Палаты представителей в мае на одном из заседаний неожиданно сразу три депутата обрушились с критикой на «Табакерку». Одним из них был представитель государственного сырьевого бизнеса Андрей Рыбак (на тот момент председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи).

Депутат высказал радикальное замечание. Он заявил, что создание «Табакерки» не соответствует духу недавно принятого антитабачного декрета. Что это за документ? Он ввёл в Беларуси радикальные ограничения на табачном и «околотабачном» рынках. Например, государство существенно ограничило торговлю электронными сигаретами. Была запрещена реклама жидкостей для «вейпа» (кроме интернета).

Декрет предусматривает и немало других ограничений. Нельзя торговать сигаретами на территории учреждения образования. В школах так было и раньше, но документ дал такое широкое определение, что табачные изделия запрещено продавать в любом институте или университете. Торговать табаком запретили даже индивидуальным предпринимателям, которые оказывают образовательные услуги. Депутат Рыбак посчитал, что ларьки «Табакерки», хоть и не находятся непосредственно у школ, но всё равно установлены зачастую слишком близко.

«Их убрали с центральных улиц, но перенесли ближе к школам и детским площадкам», — недоумевал тогда парламентарий.

Он озвучил и ещё одно важное замечание, которое назрело у многих. Декрет значительно ограничивает продажу сигарет в магазинах. С 1 января 2020 года «вейп» и «табачку» в торговых объектах площадью более 1 тыс. кв. м можно продавать только в обособленных спецотделах. Многие «гиперы» стали переходить на такой вариант уже весной 2019-го и даже раньше. Другое ограничение начнёт действовать с 1 января 2022 года. Нельзя будет устанавливать табачные «коробы» на кассы.

По мнению Рыбака, есть некое несоответствие, когда в киоске «Табакерки» практически на улице у всех на виду продают сигареты в ассортименте, а в магазинах выкладку этих товаров ограничивают.

На том заседании его поддержала депутат Ольга Политико (на тот момент союзный парламентарий). А глава Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов (на тот момент тоже депутат) назвал сеть «Табакерка» скрытой рекламой табака.

В том созыве были оппозиционные депутаты, но к ним не относился ни один из перечисленных выше. Возможно, тогда в парламенте в публичное пространство вышла некая дискуссия, которая шла внутри прогосударственного блока. Как бы то ни было, на бизнесе Олексина это пока никак не отразилось.

Другие бизнесы

Сегодня табачный бизнес — одно из главных направлений для Олексина. Хотя в Торговом реестре по-прежнему числится и оптовая торговля нефтепродуктами. Кроме того, у «Энерго-Оил» есть ресторанно-гостиничный комплекс на побережье искусственного Минского моря и спортивно-стрелковый клуб.

Другой крупный актив — ЗАО «МТБанк». Ранее назывался «Минский транзитный банк». Был создан ещё в 1990-х с участием иностранного капитала. Его развитием занимался и инвестфонд «Зубр Капитал» (используя зарубежные деньги). В 2015 году Олексин купил кипрскую MTB Investments, которая почти на 100 % владела банком. Кстати, как и в случае с «Энерго-Оил», доли в бизнесе получил не только сам Алексей, но и его супруга Инна, гражданка России.

Сейчас опосредованно через фирмы «Белнефтегаз», «Энерго-Оил» и MTB Investments Олексин владеет почти 60 % акций банка, а Инна Олексина — 40 %. Микродоли (менее 1 %) также есть у государства, фармкомпании «Минскинтеркапс» и производителя женского белья «Милавица» (за ней стоит эстонская Silvano Fashion Group).

«МТБанк» нельзя назвать крупным игроком. Он входит в перечень системно значимых (составляется Нацбанком Беларуси), но относится ко второй группе, а не к первой, где сосредоточены все гиганты отрасли. Тем не менее собственный банк в Беларуси имеют далеко не все группы компаний. Аналогичной опцией могут похвастаться разве что ретейлер «Евроторг» и «Белзарубежстрой» (бизнесмен Виктор Шевцов).

Ещё одно направление Олексина — мясопродукты. Производственные мощности компании «Велес-Мит» находятся в городе Молодечно и были основаны ещё до войны. Сейчас у Олексина два свинокомплекса. Мощность комбината позволяет производить 900 т колбас и другой продукции в месяц. Частным это предприятие стало примерно 10 лет назад, когда государство решило его продать империи Чижа. Вот и ещё одна связь между Олексиным и бизнесменом, попавшим в опалу.

Пожалуй, самый перспективный проект, в котором участвует Олексин, — это «Бремино Групп». Партнёры — Николай Воробей (ранее вёл бизнес вместе с другим «прогосударственным» предпринимателем Александром Шакутиным) и Александр Зайцев. Второй ранее тоже работал в госсекторе и даже являлся помощником премьер-министра Сергея Сидорского (на данный момент член коллегии ЕЭК). Является владельцем контрольного пакета футбольного клуба «Динамо-Брест», который в последнее время становится всё более успешным и даже подвинул многолетнего лидера национального первенства. По итогам 2019 года брестчане стали чемпионами Беларуси, забрав золото у знаменитого «БАТЭ».


Иллюстрация с сайта компании «Бремино Групп»

Вместе с этими партнёрами Олексин начал амбициозный проект, который фактически находится на личном контроле у президента Беларуси. У «Бремино» есть два логистических центра, но особое президентское внимание сосредоточено на оршанском направлении. Там для группы внутри регионального «офшора» создана «особая экономическая зона в квадрате». Она называется «Бремино-Орша».

Там действует специальный правовой режим, который введён на 50 лет. Создаётся огромный логистический хаб с налоговыми и другими преференциями. Например, НДС и таможенные пошлины в ряде случаев равны нулю. Пока в этой особой зоне всё только начинается и может открыть для Олексина и его партнёров очень большие возможности...

P. S. Когда этот текст уже был готов к публикации, возник новый сюжетный поворот в табачной истории. Президент Беларуси Александр Лукашенко провёл совещание по табачной отрасли в связи с грядущим углублением интеграции с Россией. Алкоголь и «табачка» относятся к чувствительным товарам. В России цены, как правило, выше. Более тесная экономическая интеграция может поднять цены и в Беларуси. Белорусский лидер считает, что это недопустимо.

Стоит обратить внимание на цитату из официального сообщения о табачном совещании: «Мы в своё время перестроили свой рынок — производство и реализацию. У нас эта сфера жёстко регулируется. У нас есть инвестор, который в своё время взялся за реализацию табачных изделий наших предприятий и обязался значительно повысить плату в бюджет, поэтому мы пошли на договор с ним». Очевидно, что речь об Алексее Олексине.