Не уверен, что где-то есть полная и заслуживающая доверия статистика по трудовой миграции жителей Беларуси за пределы страны. Это трудно измерить объективно. Понятно, что не всегда трудовые туры полностью легальны. А если и легальны, то не всегда белорусским властям о них кто-то докладывает. Человек уехал за границу и уехал, а что он там делает? Кто точно скажет?

По официальным данным Белстата, на заработки за рубеж ежегодно ездит несколько десятков тысяч человек. Кстати, эта цифра заметно выросла по итогам 2017-го. Годом ранее она немного не дотягивала до 60 тысяч, а потом резко стало более 80 тысяч мигрантов. Из статистики следует, что львиная доля пока едет в Россию. Это направление популярно потому, что при всех минусах и недоработках в проекте Союзного государства всё-таки многое сделано для создания общего миграционного пространства и рынка труда. Грубо говоря, чтобы поехать поработать в Россию, никаких особых приготовлений не надо. Виза не требуется, к примеру.

Почему тогда сейчас заговорили про Польшу? В принципе, туда и раньше ездила определённая часть белорусов. Не обязательно это только те, кто живёт в западных районах. И всё же в обществе чувствуется едва уловимый крен в сторону польских заработков. Думается, что это прежде всего потому, что Польша идёт на определённые упрощения для трудовых мигрантов. Сюда же прибавим фактор карты поляка. Это особый документ, который даёт белорусским гражданам преференции в Польше. Фактически это бесплатная виза многократная виза, а также другие льготы, касающиеся учёбы и жизни в Польше. В последнее время получить её стало немного сложнее. Но потенциал для раздачи карт ещё есть, учитывая общую историю Беларуси и Польши. У многих предки, хоть по менталитету и другим признакам были белорусами, по документам числились поляками.

По данным польской стороны, сейчас карты получили примерно 100 тысяч человек. Всего в Беларуси живёт порядка 9,5 млн. Значит, особый польский документ есть приблизительно у каждого сотого гражданина Беларуси. По белорусским меркам это тянет на население не самого маленького города. С другой стороны, это не те миллионы граждан, которые едут в Польшу из Украины. Но есть, к примеру, тенденция среди состоятельных людей посылать детей на учёбу в Польшу.

Не все обладатели карт решили уехать в Польшу навсегда. Таких где-то 1 %. И как раз получается, что остальные — это потенциальные трудовые мигранты в том числе. Раз у них есть карта, то им так же легко поехать и в Россию, и в Польшу. На мой субъективный взгляд, западный вариант их привлекает, в частности, по следующей причине. Российские работодатели, особенно в строительной сфере, в своё время прославились склонностью к неофициальным вариантам трудоустройства. Вы можете услышать от белорусских строителей и немало историй об обмане со стороны российских компаний. Взяли на работу без оформления. Сначала платили, а потом кинули. Перебороть такой имидж можно только полным отказом от нелегального найма и привлечением белорусов к строительству крупных объектов, в том числе инфраструктурных.

Хотя лучше будет и для Беларуси, и для России, если белорусы перестанут массово ехать к восточным соседям на работу. Ничего хорошего нет, когда центр излишне вымывает трудовые ресурсы не только из периферии, но и из соседних стран. Если мы решили строить устойчивый союз, нам такие миграционные перекосы ни к чему.