Крупные державы активно реагируют уже не только на пандемию, а на её экономические последствия. Предлагаются упредительные меры: Великобритания, например, готова устроить ипотечные каникулы. Глава финансового ведомства Соединённого Королевства Риши Сунак пообещал и ряд других мер, среди которых доступные кредиты для бизнесов до 5 млн фунтов стерлингов (на одну компанию).

В России с её ресурсами тоже могут позволить себе серьёзную антикризисную программу. Центробанк, например, предпринял 19 марта меры по поддержанию ликвидности на 500 млрд рублей. Власти также пошли на отсрочки взыскания налогов с турфирм и авиакомпаний. Правительство готово дать госгарантии на реструктуризацию и пролонгацию кредитов. Программы кредитования малых и средних предприятий обещают расширить. И так далее и тому подобное. Мер очень много.

Белорусские резервы таких масштабных мер предпринять не позволяют. По неофициальным данным, якобы на недавнем совещании у президента обсуждались налоговые каникулы на два месяца, и этот вариант был отметён, потому что бюджет просто не выдержит. Другой возможный вариант — временно уволить или «изъять» из коллективов возрастных работников, которые чувствительны к инфекции. В таком случае этих людей нужно как-то поддержать материально, но и это тоже слишком дорого.

В итоге на момент написания этого текста белорусские власти сделали лишь небольшие шаги по поддержке экономики. Больше всех в этом направлении поработал Нацбанк, который большую часть антикризисных мер назвал «контрциклическими» и не стал в своих пресс-релизах использовать слова «коронавирус», «пандемия» и тому подобные. Вот основные из мер Нацбанка. Банки могут кредитовать в пределах норматива максимального размера риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников), который устанавливается на уровне 35 % нормативного капитала банка. К минимальному размеру этого нормативного капитала, который устанавливает государство, не будут применять индексацию.

Но самая интересная мера — это рекомендация направлять прибыль за 2019 и 2020 годы, а также нераспределённую прибыль прошлых периодов в резервный и уставный фонды. И наиболее важное: рекомендовано не выплачивать дивиденды акционерам. То есть начинающийся кризис частично перекладывают на плечи владельцев банков. Среди них и само государство, и белорусские предприниматели, и зарубежный капитал, в том числе российский. Как правило, этот российский капитал государственный: в Беларуси в банковском секторе работают «дочки» ВЭБ.РФ, Сбербанка, «Газпрома» и других. Причём эти банки входят в число ключевых игроков финансового сектора страны. 


Среди мер Нацбанка можно также отметить и смягчение требований для тех банков, которые используют рискованные бизнес-стратегии. Но в целом основной шаг — это всё же названное выше «перекладывание» нагрузки на акционеров.

Между тем многие бизнесы уже начинают чувствовать негативное влияние карантинов и различных ограничительных мер, которые предприняты в странах вокруг Беларуси и в целом в государствах, с которыми республика активно торгует. Начались задержки доставки товаров. В некоторых случаях поставки вообще сорваны. Это ставит компании перед рисками или даже угрозами сокращения так называемого cash-flow, что автоматически влечёт проблемы неплатежей, задержек зарплат и т. д. В сложное предвыборное время это опасно ещё и тем, что за неисполнение социальных обязательств можно «получить» от государства. Поэтому сейчас многие готовятся к тому, что можно оказаться на грани выживания не по причине самой эпидемии, а из-за её экономических последствий.

Как и везде, в Беларуси не самые лучшие времена ждут туристические фирмы. Как им помочь, пока не совсем понятно, а над их проблемами обещают подумать в парламенте. Проблема в туристическом секторе имеет два направления: снижение потока клиентов как такового и угроза массового отказа от уже купленных туров. Второй момент очень сложный. В каждом случае нужно определить, является ли нынешняя ситуация форс-мажором. Внутри страны это определяет Белорусская торгово-промышленная палата, но она пока не вынесла свой вердикт.

Авиаперевозчики страдают не меньше «туристов». В стране фактически одна пассажирская компания — «Белавиа». Пока что она получила от государства только одну существенную компенсацию — отмену НДС на закупаемые из-за рубежа воздушные суда, запчасти для них и другие товары, которые нужны для эксплуатации воздушных судов. Льготное условие решено установить на 10 лет, до 2030 года. Трудно сказать, спасёт ли оно перевозчика «Бай Скай». Эта компания организует частные рейсы для состоятельных людей. На какое-то время она рискует остаться вообще без клиентов.

Торговля пока чувствует себя относительно лучше, чем соседи по Европе. Власти не рискнули всё закрыть, оставив только аптеки и продмаги. Но всё же поток покупателей ощутимо уменьшается. Не ослабевает он лишь там, где продают продукты питания и предметы первой необходимости. Хорошо, что пока не случилось покупательской паники: если сметают с полок повседневные товары, то в единичных случаях в отдельных магазинах. Крупный ретейл старается заказать дополнительные «страховые» партии товаров, понимая, что завозные продукты будут ехать в Беларусь дольше обычного. Ряд сетей даже поддержал требования министерства антимонопольного регулирования и торговли не повышать цены на социально значимые товары выше уровня, определённого властью. Значительно ограничиваются вознаграждения за сбыт таких товаров со стороны производителей (по сути урезается «плата за полки»), и это тоже будет барьером на пути роста розничных цен.

Однако вернёмся к проблеме падения трафика покупателей у всего остального ретейла. Это неизбежно приведёт к падению выручки, поэтому уже сейчас арендаторы торговых центров просят хозяев снизить ставки. Арендодатели не всегда имеют большое пространство для манёвра в этом плане, потому что в большинстве случаев в Беларуси они являются заёмщиками крупных сумм. Это означает, что реальный контроль над торговой недвижимостью осуществляют банки, лизинговые компании и другие субъекты, у которых занимают деньги девелоперы. Более того, кредиторы не всегда белорусские.

Но торговля будет и далее настаивать на снижении ставок. Индивидуальные предприниматели (ИП) мелкой розницы уже обратились с такой просьбой в Совмин Беларуси. Они также попросили налоговые каникулы на три месяца, субсидии и льготные кредиты. Весь набор этих благ ИП вряд ли получат. Однако о поблажках просят не только они. Один из крупных бизнес-союзов передал пожелания в Минэкономики: налоговые каникулы для наиболее уязвимых отраслей, «замораживание» базовой ставки арендной платы, отсрочки по аренде и лизингу.

Власти предстоит вести непростой диалог с бизнес-сообществом. С другой стороны, на неё давят некоторые группы граждан, которые призывают к масштабным карантинным мероприятиям, например закрытию школ. Придётся маневрировать между этих двух огней, с одной стороны, вводить частичные карантины и более мягкие меры в этом направлении, с другой — надо придумывать какие-то компенсации для бизнеса от подобных вещей. Государство было готово к мировой рецессии, но никто не ожидал такого кризиса.

В этих условиях как для Беларуси, так и для России дело осложняется подготовкой к важным электоральным событиям: в РФ готовятся к голосованию по поправкам в Конституцию, в Беларуси — к президентским выборам. На это накладывается так пока до конца и не решённый вопрос подписания или неподписания дорожных карт интеграции. Ранее союзники не смогли договориться по этим вопросам в относительно спокойных условиях. Теперь придётся договариваться в разгар кризиса.

P. S. Когда текст был подготовлен в печать, стало известно, что Нацбанк разослал банкам ещё ряд рекомендаций. При нехватке долларов в обменниках он попросил делать резервы в другой иностранной валюте. Другая просьба — не делать большой «вилки» между курсом покупки и продажи валюты. Регулятор указал и на то, что недопустимо вводить необоснованные ограничения или вознаграждения. Самое главное: Нацбанк попросил устроить кредитные каникулы гражданам, которые оказались в сложной ситуации. Но пока всё это меры поддержки физлиц, а не бизнеса.