Начнём с темы, которая и без того сегодня на первых полосах любых СМИ. Но поскольку повестка у нас союзная, то и рассмотрим её в союзном ключе. 

Решение РФ об одностороннем закрытии границы с Беларусью прогнозируемо огорчило союзников. Эту тему прокомментировали все: от обозревателей до МИД РБ и Александра Лукашенко. «К сожалению, сегодня россиян и белорусов искусственно размещают по разные стороны»,  заявил пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз. Это не совсем верная точка зрения. 

1. «Государство у нас союзное, но не единое» — недавняя формулировка Владимира Путина как нельзя точно отражает ситуацию. По степени интеграции мы пока не приблизились даже к ЕС. И (если МИД РБ вдруг этого не заметил) там происходит то же самое, принимаются аналогичные меры. Многих они огорчают (не могут не огорчать), однако их необходимость понимают и разделяют все. 


2. Более того, ряд государств, где эпидемиологическая ситуация особенно сложная, вводит ограничения на перемещения жителей даже между регионами, блокирует крупные города — так, как ранее это делали в КНР, где эти меры показали свою эффективность. 

3. Напомним также о том, что уже несколько лет РФ и РБ согласовали, однако так и не подписали соглашение о едином визовом пространстве. Вопрос застопорился на уровне руководства РБ. Будь это соглашение подписано, возможно, ситуация была бы иной. 

Впрочем, даже без соглашения аргументов в пользу временного закрытия границы более чем хватает. 

И ещё один момент. Пользуясь случаем, хотим:

  1. Выразить благодарность президенту РБ Александру Лукашенко за его поручение помочь попасть домой гражданам РФ, застрявшим в Польше.
  2. Выразить недоумение по поводу стремления ряда медиафигур РБ придать этому поручению политическую окраску и противопоставить его логичным защитным мерам со стороны РФ. В своё время Россия точно так же эвакуировала белорусов из охваченного эпидемией Китая. 

Помогать — это нормально. Меры предосторожности — это тоже нормально. Не нужно их противопоставлять. 

Ещё одно несомненно нужное дело — меры по обеспечению свободы перемещения товаров и рабочей силы в условиях коронавируса. Этим вопросом занимался Совет ЕЭК на своём очередном заседании. С товарами понятно, необходимо решить двуединую задачу: ввести более жёсткие меры предосторожности, одновременно не допустив разбалансировки торговли. Вопрос же свободы перемещения рабочей силы в условиях эпидемии — оксюморон на первый взгляд. Однако любые усилия по решению этого вопроса будут полезнее истерик. 


Пресс-секретарь компании «Белнефтехим» вносит необходимую ясность относительно небывало низких цен на нефть от Саудовской Аравии: «Если будет у нас такая возможность, то [Саудовская Аравия], конечно, сможет стать [поставщиком нефти в Беларусь]. Но в данном случае пока есть только заявления, что они могут вбросить нефть по тем ценам, которые они заявили [25 долларов за баррель Arab Light. — Ред.]. Но её пока нет. Ещё никто не зарегистрировал и не оформил сделки по этим ценам. Движение на рынке следует ждать после 1 апреля, а пока ведутся переговоры, рассматриваются различные варианты работы».

И это самая здравая оценка, учитывая свежий мониторинг тарифов на фрахт танкеров от Bloomberg: издание использует эпитеты «непомерно высокие» и «астрономические». Величина тарифа на отдельные танкеры доходит до 400 тысяч долларов в сутки, т. е. в 6–10 раз дороже обычных ставок.


Причём апрель ещё далеко, законтрактованная в апреле нефть придёт ещё позже, а бороться за рынки сбыта топлива нужно даже не сегодня, а вчера: в прошлый раз мы уже писали о сокращении рынка сбыта белорусского дизтоплива на Украине.