Для начала цитата.
«Принципиальная позиция Беларуси о непризнании российской юрисдикции над Крымом приветствуется и поддерживается Соединёнными Штатами и большинством стран мира... В последние годы мы слишком часто видим, как Россия использует свои отношения с бывшими советскими республиками для продвижения своих интересов им в ущерб».
Это слова заместителя госсекретаря США Джорджа Кента, известного также тем, что он является одним из ответственных за Украину в Госдепе (в частности, курирует её антикоррупционные органы). На днях мистер Кент побывал с визитом в Минске.
Who is мистер Кент
Вот что писало о нём украинское издание «Страна.ua» в апреле 2017 года:
«Господин Кент уже работал в Киеве раньше, с 2004 по 2007 год, тогда он был на должности заместителя руководителя политического отдела посольства. В 2014–15 годах Джордж координировал борьбу с коррупцией в европейском бюро Госдепартамента, возглавляя разработку и продвижение информационной кампании по борьбе с коррупцией по всей Европе и Евразии (то есть создание антикоррупционных органов в Украине было его профильной деятельностью). А потом вновь вернулся в Киев уже на более высокую должность. На дипломатическую службу Кент пришёл в 1992 году, работал в диппредставительствах Штатов в Польше, Таиланде и Узбекистане. Отец троих детей, свободно говорит на семи языках — кроме английского, это ещё русский (Джордж Кент получил степень бакалавра по русской истории и литературе Гарвардского университета), украинский, тайский, польский, немецкий и итальянский».
Кроме антикоррупционеров, Кент курировал также т. н. еврооптимистов — своего рода клуб в журналистской тусовке Киева, который в последнее время демонстрирует также и политические амбиции.
На фото — сцена трогательного прощания с подшефными в 2018 году (второй слева — Кент, справа от него — жена).
Источник, с которым общался журналист издания «Страна.ua», высказал подозрение, что мистер Кент, ко всему прочему, был ещё и местным резидентом. Косвенно на это указывает количество языков, которыми он владеет, а также и активная светская жизнь «тихого американца». «Джордж Кент — частый гость на публичных мероприятиях в Киеве, только за последнее время он принимал участие в открытии продуктового супермаркета в Киеве, в научном симпозиуме по проблеме охраны здоровья и в показе американских документальных фильмов», — говорится в материале.
В качестве штриха к портрету стоит отметить его участие в подготовке «оранжевой революции» в 2004-м.
Любопытно, что женился Кент ещё в середине 90-х, когда работал в Узбекистане. Его жена — из крымских татар, депортированных в своё время в Узбекскую ССР, так что украинское направление ему близко со всех сторон (фото из профиля Facebook Джорджа Кента).
В июле 2018 года Кент оставил должность помощника посла на Украине, которую занял в 2017-м, и получил нынешнее назначение — заместителя помощника госсекретаря в Государственном департаменте. Название должности максимально нейтральное — ни о чём. Что снова-таки заставляет задуматься о возможной причастности Джорджа Кента к разведке. К тому же, как видим, он оставил должность на Украине, но не саму Украину.
Однако вернёмся к Беларуси и Крыму.
Кент и Ходжес — близнецы-братья
Вот ссылка на материал, который Тut.by опубликовал как интервью. Однако на классическое интервью оно не слишком похоже. Нет привычной схемы вопрос — ответ, есть лишь косвенная речь Кента: на такой-то вопрос журналиста Джордж Кент ответил то-то. Это может говорить о том, что либо интервью было дистанционным (Кент получил по почте вопросы и дал ответы), либо интервью не было вообще (в редакции получили готовые тезисы и уже из них склепали интервью). Причём как раз эта версия выглядит правдоподобной, учитывая насыщенность программы мистера Кента в Минске.
Вопрос Крыма Кент прочно увязывает с суверенитетом Беларуси и отношениями с РФ. Мол, раз руководство республики так последовательно в своём непризнании, то наверняка создаёт напряжённость в отношениях с Россией. Но не бойся, гордая и смелая Беларусь, «поддержка независимости и суверенитета Беларуси и всех других постсоветских стран является давней политикой Соединённых Штатов». «Мы считаем, что Беларусь должна быть свободна в выборе своей судьбы и направлений развития», — заявил Кент.
Вам это ничего не напоминает?
По сути это точь в точь слова экс-командующего Сухопутными силами США Бена Ходжеса, только по поводу российской военной базы в Беларуси. Ах, Америка восхищена смелостью Беларуси не допустить появления такой базы. Правда, сам Александр Лукашенко имел в виду совсем иное (подробнее об этом тут), но кто же его будет слушать, да?
Мы будем. Поэтому вернёмся всё-таки к позиции по Крыму белорусского президента, а не белорусского президента в изложении мистера Кента.
«Нет, таких тем не проскальзывало [вопрос признания/непризнания Беларусью российской юрисдикции Крыма главы государств не обсуждали. — Ред.] Благодарен Путину за его понимание моего положения».
При этом Лукашенко не стал отрицать, что такие сигналы он получал: «Некоторые люди в России требовали: если ты союзник, если ты пророссийский, ты должен то-то и то-то сделать».
И напомнил, что тогда он на эти сигналы ответил: «Я вынужден был публично сказать: "Успокойтесь, думайте немного глубже, может, вам пригодится такая Беларусь, с такой позицией"».
А также ответил другой стороне: «Перед Радой [в 2014 году, перед церемонией инаугурации Петра Порошенко] меня окружили западные и украинские журналисты и начали меня пытать, чей Крым — российский или украинский. Я не готовился к этому вопросу и не хотел на него отвечать. Я им задал вопрос: "Сколько погибло украинцев во время захвата Крыма Россией?" Молчат. Ни одного. А сколько прозвучало выстрелов? Ни одного. Значит, вы молча согласились, что Крым не ваш как минимум».
Ну и, раз уж мистер Кент так уважает последовательность, напомним также о том, что Беларусь последовательно все эти годы голосует против резолюции ООН по Крыму, в которой осуждаются его «аннексия» и якобы имеющие место нарушения прав человека на полуострове.
Вот это вместе — позиция Беларуси по Крыму. А совсем не то, что транслирует мистер Кент оппозиционным СМИ Беларуси в своих интервью или методичках. Весьма прискорбно, что с позицией руководства республики журналисты этих изданий знакомы хуже, чем с позицией заместителя помощника госсекретаря США.
Медиасопровождение
Теперь понятно, чем вызвано такое настойчивое внимание оппозиционной белорусской прессы к теме бизнес-контактов Беларуси с Крымом и/или с Донецкой и Луганской народными республиками. Напомним, за последнее время вышла целая серия подобных материалов, которые мы внимательно отслеживали. Вначале «Радио Свобода» написала об экспорте антрацита на Украину (обзор на эту тему тут). Затем тему подхватило «Еврорадио» — материалами о поставках крымского чая в Беларусь, а также тканей с принтом «Вежливые люди» (обзор тут). Последним (последним?) отметился «Белсат», которому не понравилось наличие в белорусских магазинах печенья, выпущенного фабриками Горловки и Донецка (см. тут).
Весь этот внезапный интерес — своего рода медиасопровождение. Мистер Кент хвалит за «принципиальность», а пресса тем временем клюёт за отклонения от «линии партии», которую Кент и проводит.
Наживка и приманка
Следует также помнить, что Кент всё-таки опытнее в таких вопросах, чем прямолинейный служака Ходжес. Поэтому он не только хвалит Беларусь за вымышленную «принципиальную позицию по Крыму». В этой похвале наживка. В ходе «Большого разговора» Александр Лукашенко однозначно дал понять, что выступает против формата празднования Дня Воли, на котором настаивает оппозиция: «На стадионе "Динамо" этого не будет. Не тратьте нервы, не идите на конфронтацию. Ведь сколько я на реконструкцию этого стадиона собирал по крохам, нажимая на предпринимателей, бюджет. А вы рвётесь на этот стадион. Столетие [БНР] отпраздновали — и хватит. Давайте собираться на [площади] Бангалор».
Как раз от этой позиции и требует отступиться мистер Кент: «Разрешение на проведение подобного мероприятия 25 марта этого года будет расценено как очередной шаг вперёд [в направлении отмены санкций]». Оппозиционная пресса, к слову, держит нос по ветру и цитировала тезис насчёт Дня Воли даже более активно, чем похвалу по Крыму.
Эта старая песня известна нам ещё со времён Союза. Классический пример — поправка Джексона-Вэника, принятая в 1974 году, которая ограничила торговлю с СССР (в частности, продажу технологий) в ответ на препятствование репатриации евреев в Израиль.
Поправка продолжала действовать 21 год после распада СССР, продолжает действовать до сих пор в отношении шести постсоветских республик (включая, кстати, Беларусь). В отношении же РФ она была отменена только в 2012 году… в обмен на принятие списка Магнитского, т. е. в обмен на новые санкции.
Руководство РБ сделает большую ошибку, если поддастся на шантаж мистера Кента, поскольку это то же самое, что играть в карты с шулером. Играющий ошибается только один раз: когда садится за стол.
Это тактика маленьких уступок, постепенное шатание власти, призванное показать всему белорусскому народу, что оппозиция режиму — не скоморохи, а реальная сила, которую можно (и не стыдно) поддерживать. Всё то же самое Кент и его коллеги проделывали в своё время на Украине. «Ну зачем вы так грубо, позвольте оппозиции то и вот это», — увещевали в своё время Леонида Кучму. Спустя 10 лет это кончилось гражданской войной.
«Очень хочется поздравить Джорджа Кента с повышением — он теперь в Госдепе будет отвечать за 7 стран Восточной Европы и Кавказа. В том числе за Украину», — писала летом 2018 года одна из «еврооптимисток» Светлана Залищук. Не нужно быть большим провидцем, чтобы догадаться, что после повышения и за Беларусь этот мистер тоже отвечает.