Николай Радзивилл Чёрный по праву считается отцом протестантизма в ВКЛ. Этот человек стал центральной политической фигурой, существенно укрепившей положение новой конфессии в Литве и Польше и сплотившей вокруг себя протестантскую знать.

Знатное происхождение и огромное богатство делали его положение устойчивым при дворе, который располагался в Вильно. Король Сигизмунд-Август практически по всем важным вопросам советовался с данным вельможей.

Николай Радзивилл издал в Бресте пресловутую Радзивилловскую Библию с гравюрами. К сожалению, почти все экземпляры её были уничтожены после смерти магната в ходе КонтрРеформации. На данный момент известно о 20 сохранившихся экземплярах, только один из которых хранится в белорусской Национальной Библиотеке.

На военном поприще Радзивилл не снискал себе особой славы и был сторонником не военных, а мирных способов решения возникших противоречий между государствами. Вероятно, подобные взгляды можно объяснить глубокой религиозностью магната.

В 1550 году Николай Чёрный стал канцлером ВКЛ, а в следующем году и виленским воеводой. Это были самые высокие должности в государстве.

Любопытно, что магнат был последовательным сторонником особого пути ВКЛ и противником польского влияния. Сложно сказать, состоялась бы Люблинская уния при его жизни. Скорее всего, Радзивилл предпочёл бы ей мир с Москвой, которая в тот момент побеждала в Ливонской войне. Сыновья Николая Радзивилла не разделяли симпатий своего отца к протестантизму и приняли католичество. Более того, они выступали против его общественной и политической деятельности.

Николай Радзивилл получил признание уже при жизни и, вероятно, считал себя состоявшимся человеком. Его фигура вполне может быть сопоставима с Львом Сапегой, который прославился чуть позже. Удивительно, но факт — именно в конце своего самостоятельного пути ВКЛ обрело много талантливых людей, которые сделали столько полезного для её развития. Если бы не шляхетская анархия, то история государства могла бы сложиться совершенно по-другому...

Молодые годы

Николай Радзивилл Чёрный родился 4 февраля 1515 года в Несвиже. Его отец был трокским каштеляном, а дед — виленским воеводой и литовским канцлером.

 

С таким происхождением Николаю оставалось лишь получить хорошее образование и стать частью государственной элиты.

Юные годы Радзивилл провёл в Несвиже при своём дяде, а потом переехал в Краков, где подружился с наследником короля Сигизмунда Старого — Сигизмундом-Августом. В последующем это существенно сказалось на его карьере.

Образование будущий магнат получил хорошее, хотя и не систематическое. Ему так и не удалось закончить Краковский университет из-за начавшейся в 1534 году войны с Москвой. Впрочем, не приходится сомневаться, что Николай всегда много читал и был весьма образованным человеком по меркам того времени.

Участие в войне не прошло для Радзивилла даром — в последующем он старался обойтись без крови там, где это представлялось возможным. В отличие от многих своих современников, Николай был по-настоящему верующим человеком, стремившейся не к показной религиозности, а к чёткому следованию заповедям.

В 1544 он получил должность маршалка земского.

Особенно важным для молодого вельможи оказался 1547 год. В некотором роде он стал рубежом между его становлением и зрелой карьерой. Во время очередной поездки в составе дипломатической миссии Николай получил от императора Священой Римской империи Карла V княжеский титут. В том же году он уговорил своего друга — будущего короля жениться по любви на Барбаре Радзивилл — своей родственнице.

Зрелые годы

В зрелые годы Николай Радзивилл стал центральной фигурой при дворе своего друга молодости — короля Сигизмунда-Августа.

 

Женив короля, в 1548 году он женился сам на польке Эльжбете Шидловецкой, дочери великого канцлера коронного и краковского воеводы. Неизвестно, испытывал ли Радзивилл какие-то чувства к своей избраннице, однако она оказалась чрезвычайно плодовитой — в общей сложности Эльжбета родила 9 детей (из них 5 мальчиков).

В 50-е годы милости судьбы сыплются на Николая как из рога изобилия. С 1551 года он становится сразу канцлером (высшая должность) и виленским воеводой. Архив государства (Метрика) переезжает в Несвиж. За короткий срок все нити управления сосредотачиваются в его руках.

Казалось бы, всё обстоит благополучно. Однако поляки уже не довольствуются формальными связями и настаивают на подлинной унии ВКЛ с Польшей. Это совершенно не в интересах местной шляхты, которая ещё не окончательно слилась с польской. На плечи Николая Радзивилла ложатся все переговоры с польской стороной.

То, что Радзивилл был последовательным противником слияния с Польшей, не удивительно. Литовские магнаты опасались конкуренции со стороны многочисленного польского дворянства, снисходительно-презрительно относившегося к вчерашним язычникам и схизматикам. Кроме того, поляки претендовали на свой вариант унии, который фактически означал поглощение ВКЛ Польшей.

Одним из наиболее амбициозных проектов Николая Чёрного на посту канцлера было присоединение Ливонии к ВКЛ. Как известно, на земли Ордена претендовал Иван Грозный, который в 1558 году вступил в войну с ливонцами. Осознавая, что собственными силами справиться с русскими не получится, магистр Кетлер обратился к Николаю Радзивиллу с предложением о протекторате. После переговоров в 1559 году Ливония стала автономией в составе ВКЛ.

Не до конца понятно, почему Радзивилл пошёл на этот шаг. Очевидно, что избежать большой войны с Москвой в таком случае было нельзя. Кроме того, возрастала зависимость ВКЛ от Польши. Вероятно, канцлер плохо оценил возможности Москвы и Вильно.

Впрочем, незадолго до смерти Радзивилл ещё раз прославил себя. В 1564 году он принял командование над большим литовским отрядом и нанёс воеводе Петру Шуйскому сокрушительное поражение в битве под Чашниками. Впрочем, бой не оказал существенного влияния на ход войны.

Смерть застала Николая Радзивилла внезапно. Учитывая уровень медицины того времени, дожить до старости было очень сложно. Князь прожил всего 50 лет, испробовав метод лечения подагры ртутью. Результат такого лечения немедленно свёл его в могилу.

Вождь протестантов

В 1517 году Мартин Лютер выступает в Виттенберге с тезисами против католической церкви. В Европе началась Реформация.

По всей видимости, Николай Радзивилл видел в новой конфессии возможность обновления католической церкви, которая к середине XVI века находилась в глубоком кризисе. Духовенство открыто предавалось разврату, глубокое негодование народа вызывала продажа индульгенций, за деньги освобождавших от грехов. Христианство на глазах деградировало, сохраняя лишь форму, но не содержание.

 

В 50-е годы канцлер вступил в переписку с Кальвином, одним из виднейших деятелей Реформации. В скором времени Радзивилл полностью проникся идеями протестантизма и начал ему покровительствовать.

Учитывая возможности князя, протестанты довольно быстро стали на ноги. В 1557 году на территории ВКЛ возникла первая протестантская церковь в Бресте, а в скором времени там же прошёл первый в княжестве съезд кальвинистов. Протестантизму стали симпатизировать не только рядовые шляхтичи, но и магнатские роды. В 1560 году протестанты получили возможность строить храмы на всех родовых землях Радзивиллов. О масштабах строительства свидетельствуют цифры — было построено 132 храма.

Понимая значимость печатного слова для популяризации идей, канцлер основал в своих владениях (в Несвиже) типографию, печатавшую не только религиозные, но и светские книги. В 1563 году была там издана самая известная книга — Радзивилловская Библия. Николай Чёрный сам написал к ней предисловие и посвящение Сигизмунду Августу.

Радзивилл покровительствовал известному деятелю Реформации — Симону Будному, который издал в Несвиже «Катехизис» и свою книгу «Об оправдании грешного человека перед Богом».

Симпатии к протестантизму вызвали закономерное негодование католической церкви. Из-за её влияния Радзивилл даже потерял дружбу короля. Папский нунций Ян Камедони после внезапной смерти канцлера сообщил в Ватикан, что «умер человек, наимогущественнейший не только в Литве, но и всех краях этого государства».

Сыновья так и не приняли его веру, оставаясь фанатичными католиками. После смерти отца они сделали всё возможное, чтобы нанести вред его религиозному и политическому наследию.

В памяти потомков

Как и Лев Сапега, Николай Радзивилл Чёрный надолго остался в памяти потомков.

Князь был очень амбициозным человеком. Свидетельством этому являются не только его достижения на ниве служения Отечеству, но и сохранившиеся предметы быта. В частности, он заказал у знаменитого Нюрнбергского оружейника Кунца Конрада Лохнера парадные доспехи, которые стоили баснословных денег.

 

В настоящий момент Николай Радзивилл не удостоился отдельного памятника, но был увековечен в скульптуре «Памятник тысячелетия Бреста», установленной в 2009 году.

В 1996 году его профиль появился на почтовой марке, а в 2015 году банки Беларуси и Литвы выпустили памятные монеты в его честь.

Своеобразным памятником Николая Радзивиллу является также восстановленный Несвижский замок, в котором многое напоминает о великом канцлере.

Таким образом, Николай Чёрный был славным сыном своего века. В настоящий момент сохранилось несколько его портретов, демонстрирующих волевого и умного человека с густой чёрной бородой. Сложно даже представить, как сложилась бы судьба ВКЛ, если бы он не ушёл из жизни так рано. Вполне возможно, что никакой Речи Посполитой не было бы и в помине.