В настоящее время в белорусской и
русской исторической науке несправедливо обходится стороной роль литовских
князей в общерусской истории. Это способствует появлению националистических
мифов о якобы исключительно антирусской направленности государственности ВКЛ.
На самом деле литовские и русские князья принимали активное участие не только в
отражении тевтонской агрессии, но и в освобождении Владимиро-Суздальской Руси
от монголо-татарского ига. В цикле текстов, посвящённых данному вопросу, я
расскажу вам о князьях, которые сыграли значительную роль в общерусской
истории, пытались изменить характер отношений между ВКЛ и Москвой, а также
оказали существенное влияние на судьбу определённых княжеств и вечевых
республик.
Кто такие литовские князья?
Литовские князья были выходцами с территории нынешней Литвы и первоначально избирались из представителей родоплеменной знати для руководства племенами в мирное и военное время. В отличие от русских князей, имеющих единого прародителя, они не были связаны между собой родственными отношениями. Князь Миндовг, являющийся основателем Великого княжества Литовского, смог победить их в длительной борьбе, после чего поставил местную знать в подчинённое положение. Отныне литовские князья принимали участие не только в управлении завоёванными территориями, но и в военных походах великих князей литовских, служили наместниками и послами за пределами княжества.
Длительное время подавляющее
большинство этих князей оставались язычниками. Иногда они принимали православие
под влиянием необходимости или политического расчёта. Это касалось не только
мелких владетелей, но и великих князей литовских. Последним князем,
периодически возвращавшимся в язычество, был Витовт. После него литовские
князья целиком переходят в лоно христианской религии.
Объединению Литвы способствовала
внешняя угроза. В начале XIII столетия немецкие крестоносцы приступают к
планомерному завоеванию Прибалтики. Разрозненные литовские племена не имели ни
единого шанса устоять против мощной военной машины. Именно поэтому
централизация была значительно ускорена, после чего литовские князья приступили
к экспансии на русских землях.
Значительное отставание в культурном отношении обусловило «обрусение» литовских феодалов, которые не только перенимали русские обычаи, но и становились проводниками общерусских интересов.
Великое княжество Литовское не было похоже на Московское и представляло собой конгломерат различных феодальных владений, в той или иной степени зависимых от центра. Только при Витовте в 1413 году произошло окончательное объединение территорий в единое централизованное государство.
Фрагмент
рукописи «Кведлинбургских анналов» с первым упоминанием о Литве
Князь Довмонт
Князь Довмонт был удельным князем
Нальшан и близким соратником Миндовга. Он принимал участие в отражении нашествия
объединённого войска хана Бурундая и галицко-волынских князей в 1258 году.
Нет точных данных о происхождении этого князя. Согласно одним источникам, он
был сыном Миндовга, а по другим — старшим братом князья Тройдена.
После того как Миндовг силой
отнял у него жену, Довмонт принимает участие в заговоре против великого князя.
В 1265 году он бежит в Псков, спасаясь от мести сына убитого Миндовга —
Войшелка. В Пскове он принимает православие и получает имя в честь мученика
Тимофея Палестинского. С этого момента Довмонт
становится участником всех важных событий, происходящих на территории
Северо-Восточной Руси. Он не только защищает от врагов Псковскую вечевую
республику, но и ходит в совместные походы против крестоносцев, которые
организовывают владимирские князья.
Некоторое время Довмонт пытается вернуть себе Нальшанское княжество, однако со временем смиряется с его потерей. Отныне он становится патриотом Псковской земли и её главным защитником. В XVI столетии князь был причислен к лику святых русской православной церковью.
Святой благоверный князь
Довмонт-Тимофей и его супруга удостоились особой почести быть изображёнными на
чудотворной иконе Знамения Божией Матери, именуемой Спасо-Мирожскою.
Самым значительным событием в его
жизни становится Раковорская битва, в которой русские князья наносят тяжёлое
поражение Ливонскому ордену. Это событие произошло в 1268 году. В дальнейшем
он неоднократно участвует в отражении походов немецких крестоносцев на Псков.
Псковский князь не просто отбивается от своих противников, но и проникает на их
территорию, где уничтожает мелкие вражеские отряды и штурмует замки рыцарей.
Князь Довмонт был женат на внучке
Александра Невского.
По одной из легенд, гибель князя
также связана с его боевой деятельностью. Он умирает от ран в ходе отражения
одного из походов крестоносцев.
В дореволюционной историографии Довмонт пользовался заслуженной известностью. Он запечатлён на памятнике тысячелетия России. С 2008 года подымается вопрос об установлении отдельного памятника этому замечательному герою общерусской истории в Пскове. К сожалению, на данный момент эта инициатива всё ещё не реализована.
Памятник «Тысячелетие России». На
фрагменте: князь Довмонт, великий князь Александр Невский, великий князь Михаил
Ярославич, великий князь Дмитрий Донской.
Князь Давыд Городенский
Дело отца было продолжено сыном.
Давыд Городенский принимал участие в походах Довмонта, а после его смерти
возвращается в ВКЛ и становится грозой крестоносцев. В 1314 году он руководит
обороной Новогрудка во время осады города тевтонцами. Князь известен тем, что никогда не терпел
поражений от своих противников. Пассивной обороне он предпочитал активные
походы вглубь территории врага. В 1319 году он вторгается в Пруссию, в 1323-м — в Добжинскую землю. Князь неоднократно
приходит на помощь родному Пскову, когда тому грозит опасность. Это позволяет
говорить о том, что его участие в борьбе с крестоносцами является общерусским
делом.
Во время этого похода на
Бранденбургскую марку (маркграфство) Давид погиб от руки предателя. В настоящее
время существует несколько памятников этому полководцу в Гродно. Один из них
стоит в виде памятного камня возле Коложской церкви, а другой располагается в
самом центре города.
Памятник Давиду Городенскому
установили в Гродно
***
Очень важно помнить о том, что славные боевые дела выходцев из литовских и белорусских земель — это часть нашей общей истории. Их судьба сложилась трагически, однако осталась в памяти белорусского и русского народов. Сложно представить себе историю борьбы с немецкими крестоносцами без этих достойных людей, вынужденных всю свою жизнь провести в седле. В настоящий момент белорусская государственная историография обходит их стороной, предпочитая вспоминать тех, кто боролся с Московским княжеством.
В последующих статьях я буду развеивать мифы, связанные с эпохой существования ВКЛ, а также описывать судьбу тех, кто оставил свой след в общерусской истории. Я очень надеюсь, что подобные примеры помогут вам несколько иначе взглянуть на средневековую историю западнорусского народа, волею судеб оказавшегося отделённым от своих южных и восточных братьев.