Новый кадровый состав правительства показывает, что это стратегически продуманное решение, рассчитанное на долгосрочную перспективу. Поэтому говорить о том, что смена правительства – предвыборный шаг Лукашенко – неправильно.

Уинстон Черчилль говорил, что политик от государственного деятель отличается тем, что политик думает о следующих выборах, а государственный деятель о следующем поколении. Вот Лукашенко – государственный деятель. Он просчитывает развитие Беларуси не до 2020 года, не до переизбрания, а на 20-30 лет вперед, и он понимает, что белорусскому государственному управлению, экономике необходима интенсификация. Потому что если говорить о главном враге белорусской экономики, то я бы назвал не Запад, не санкции, не давление НАТО, не отношения с Россией, а застой, хроническая стагнация. Для белорусской экономики в том виде, в котором она сформировалась благодаря Лукашенко в 90-е годы, это смертельно.

Экономика Беларуси уникальна тем, что более 60% в ее структуре занимает крупная промышленность, она ориентирована на экспорт. В этом ее ключевое отличие от стран Прибалтики, от Украины. Такую структуру экономики можно сравнить с мышечным каркасом человека: когда мышцы накачаны, нужно работать над их сохранением, иначе все сдуется. С экономикой тоже самое – если Лукашенко хочет, чтобы все эти заводы сохранились, которые при его непосредственном участии были спасены от развала в середине 90-х, то белорусское правительство должно быть гораздо более прытким, энергичным, эффективным.

Эти перестановки в правительстве, конечно, назрели очень давно. Если читать биографию Сергея Румаса, то становится очевидно, что его кандидатура давно обдумана, и позволяет понять, какую стратегию видит перед собой Лукашенко.

Почему именно сейчас произошли эти перестановки? Я вижу два катализатора. Первый: кандидатура нового российского посла в Беларуси – Бабича – он не просто дипломат, не просто кадровый работник российского МИД или заурядный представитель российского истеблишмента. Бабич – один из потенциальных кандидатов в преемники Путина, о которых говорят российские политологи. Один из влиятельнейших людей, очень жесткий, сильный менеджер. Выдвижение его кандидатуры означает, что Россия тоже нацелена на интенсификацию евразийских процессов, интенсификацию союзного строительства с Беларусью. Со стороны Минска необходим симметричный ответ в таком случае – это очевидно.

Второй катализатор: недавний фейк о том, что у Лукашенко был инсульт. Он показал, насколько слаба на самом деле белорусская политическая система. Ведь очевидно, что система власти Беларуси – режим власти одного человека, вся современная Беларусь была основана силой, волей, политическим талантом харизматического лидера. И если с Лукашенко что-то случится, то это будет политическая катастрофа, страна просто погрузится в хаос. Этот фейк подстегнул Лукашенко показать, что он еще силен и может проводить радикальные преобразования, которые сохранят ту Беларусь, которую он построил.