Европа выполняет предложение командующего силами США в Европе Бена Ходжеса о «военном шенгене», однако, что называется, с встречным планом. 23 государства, входящие в ЕС, подписали соглашение о военном сотрудничестве. И облегчение перемещения военных в Европе — это лишь небольшой будущий бонус этого соглашения, ведь речь потенциально идёт об общеевропейской армии. Но это в далёком будущем; нечто похожее на КСОР в Европе появится ещё не скоро.

КСОР — Коллективные силы быстрого реагирования, совместные военные силы стран — участников ОДКБ. Существуют с февраля 2009 года, включают в себя подразделения стран — участников ОДКБ от батальона (Таджикистан, Кыргызстан, Армения) до дивизии (РФ). Единого наднационального командования, автономного от командования своих стран, не имеют.

Тем не менее создание таких сил не исключено. Пока же в фокусе внимания подписавших соглашение кооперация в разработке вооружений, военных проектах. А также, вероятно, разграничение сфер ответственности PESCO (аббревиатура нового военного блока) и НАТО.

Важность последнего вопроса хотя бы в том, что против создания европейской армии долгое время выступала Великобритания, считавшая, что подобная структура будет дублировать функции НАТО, что якобы вызовет неизбежные конфликты компетенций. Однако теперь Великобритания выходит из ЕС и не может мешать планам паневропейской военной интеграции.

Будут ли такие конфликты? Вот в чём вопрос.


Недавно генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призывал страны ЕС обновлять инфраструктуру с учётом требований военных, в частности учитывать при строительстве дорог и мостов, что по ним может осуществляться переброска тяжёлой военной техники, танков. Именно такими вопросами PESCO, судя по всему, и будет заниматься как минимум в ближайшие 3–5 лет. Не говоря уже о том, что потенциальные общие военные силы будут означать необходимость унификации не только мостов, но и алгоритмов принятия решений, обмена информацией, а также готовность подразделений разных стран к действиям в качестве единых оперативных групп. Общее командование, наконец. НАТО будет только проще взаимодействовать с такой структурой.

Даже европейские СМИ пишут в этом ключе. Ведь сторонники PESCO не скрывают, что один из мотивов подписания соглашения — старый добрый иррациональный страх перед Россией. «Европа должна готовиться к войне против России так хочет НАТО», объясняет эту истерию Марко Майер, автор издания Contra Magazin. Как раз этим она и занята.


Ещё одно любопытное следствие появления новой структуры паневропейской безопасности заключается в обещаниях конца прошлого века удержаться от распространения НАТО на восток. Их не сдержали, но речь сейчас о другом о странах вроде Украины, Грузии (а может, и Беларуси, учитывая её заинтересованность развивать сотрудничество с Латвией в военной сфере? Почему бы не попробовать надавить?), т. е. странах, которым путь в НАТО по ряду причин закрыт.

Ещё одна возможная причина банальная экономия. По признаниям самих американцев, Европа около 10% военной мощи НАТО. Тогда как обходятся эти 10% чрезвычайно недёшево. Отрабатывать взаимодействие можно и на учениях, в остальном же почему бы ЕС не заиметь свою «военную песочницу»? Тем более что важные вопросы (вроде контроля ядерных арсеналов США в Европе) всё равно останутся под контролем Америки и НАТО. «Я считаю, что это может усилить европейскую оборону, что хорошо и для Европы, и для НАТО. Более сильная европейская оборона может помочь нам... улучшить распределение бремени внутри альянса», как бы подтверждает наше допущение Йенс Столтенберг.

В свою очередь военный обозреватель sputnik.by Александр Хроленко отмечает: «Отвечая на растущую военную угрозу, Россия и Беларусь создают новую конфигурацию военного взаимодействия, которая включает единую противовоздушную оборону и региональную группировку войск... А также объекты военной инфраструктуры для совместного использования в интересах РГВ». Не говоря уже о том, что евроармия и еврошенген отвечают на вопрос о необходимости крупных военных учений (вроде «Запад-2017») и снимают все претензии по поводу присутствия в РБ российских военных.

Теперь это даже европейская практика.

Традиционно разбавим обычные войны информационными. С любопытными разоблачениями российской пропагандистской машины выступает Reuters. Агентство, ссылаясь на некий документ, заявляет, что победы на выборах в течение уже почти двух десятков лет обеспечиваются в т. ч. правильной новостной повесткой. А формировать её, по указке Кремля, помогают ведущие российские компании, чья задача — поставлять новости о достижениях науки, крупных стройках, создании рабочих мест. Поток их отправки якобы давно налажен.

Отличное разоблачение, правда, журналистам Reuters его немного испортил Киев. Там обеспокоились ровно обратным, а именно тем, что большое количества негатива об Украине формирует соответствующий имидж. Поэтому вице-премьер по вопросам европейской интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе просит евробюрократов заняться примерно тем же, в чём Reuters так не вовремя обвиняет Кремль: «Хорошие, иногда даже скучные новости должны быть услышаны европейским обществом. Именно обществом, а не политиками. Мы знаем, что плохие новости без всякой помощи быстро находят свой путь к медиа. Но у нас нет возможности протолкнуть именно позитивные новости». Оно и неудивительно, ведь количество негатива не оставляет им ровно никаких шансов.

Впрочем вернёмся к Reuters. Информагентство открыло нам действительно страшную правду. Вот уже почти 20 лет руководство страны, цепляясь за власть, вынуждено заниматься её экономическим и инфраструктурным развитием.

Что ж, тогда к хорошим новостям. Как уже сообщалось, на саммите АСЕАН в Маниле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о том, что обсуждается «свободная торговля в многостороннем формате ЕврАзЭС — АСЕАН». Это, конечно, большая цель. Но есть и малая: ЗСТ с Сингапуром, одним из государств — членов АСЕАН, в РФ хотят подписать уже в течение 2018 года. После чего он станет уже вторым (после Вьетнама) членом АСЕАН, имеющим такое соглашение с Россией. Кстати, аналогичные переговоры с Сингапуром ведёт и Казахстан.


Россия — на первом месте среди стран, инвестирующих в Беларусь (>40% внешних инвестиций), т. е. примерно 2,7 млрд долларов за январь — сентябрь. Впрочем, речь всё чаще об эквиваленте, поскольку и в инвестициях всё чаще используется российский рубль. Население РБ, в свою очередь, постепенно наращивает вклады в белорусских рублях и сокращает валютные: +29,7 млн рублей и -23,8 млн долларов депозитов только за октябрь.

Недоброжелатели белорусской государственности получили отличный повод позубоскалить: в Беларуси стартовало создание системы республиканского мониторинга. По сути, речь идёт о том, чтобы количественно, а главное, качественно нарастить возможности видеомониторинга. Камер не просто станет больше — в рамках единого объекта их будут в обязательном порядке объединять в одну систему. Локальные же системы со временем образуют общую с ёмкими хранилищами..

Что же до любителей сходу кричать о Большом Брате, отсылаем их к сериалу «Шерлок», где Майкрофт Холмс в первой серии демонстрирует Джону Уотсону возможности похожей лондонской системы.


Метро в Минске есть, а будет ещё и республиканская система видеонаблюдения — ну чем не Лондон?