Белорусская официальная позиция в отношении коронавируса с однозначной сменилась на двойственную. Строгих карантинных мер в республике по-прежнему не водят, однако за помощью к России Беларусь уже обратилась. «КоммерсантЪ» со ссылкой на свои источники в госструктурах РФ сообщает о просьбе поставить дополнительное количество тест-систем, ИВЛ и медицинских масок. 

Кроме того, в Беларуси взяли пример с Россельхознадзора и тоже начали ограничивать экспорт отдельных товарных категорий. «Установлен временный запрет на вывоз за пределы Республики Беларусь гречихи, гречневой крупы, лука-севка, лука репчатого и чеснока вне зависимости от страны их происхождения, в том числе при помещении под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и реэкспорта», — говорится в сообщении на сайте белорусского правительства. Таким образом, согласование мер по борьбе с коронавирусом происходит в т. ч. явочным порядком: Беларусь вынуждена вводить те же ограничения, которые ранее ввела Россия. 


Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не подтвердил обращения белорусской стороны за помощью. «Я не знаю, были ли такие обращения по дипломатическим каналам. Но Путин исходит из того, что мы все в одной лодке и бороться с этим вирусом без сложения усилий, без взаимной помощи невозможно». 

Это вроде бы однозначное и нейтральное заявление. Однако ведущие телеграм-канала «Восточное притворство» умудрились переиначить и его, утверждая, что на самом деле имелось в виду следующее: «Путин исходит из того, что мы все скоро будем жить в одной стране, и бороться с этим вирусом без сложения полномочий Лукашенко невозможно». Как говорится, кто о чём. 

Между тем в правительстве РФ разрабатывают механизм, который позволит российским сельхозпредприятиям привлекать иностранных работников в обход карантинных ограничений. Не исключено, что механизм в дальнейшем станет типовым и будет использоваться и в других отраслях. 

«Белнефтехим» сообщает о довольно противоречивом балансе поставок нефти на белорусские НПЗ в апреле (1–2 млн тонн). Если верхняя граница прогноза соответствует их полной загрузке, то нижняя — это объёмы переработки в январе — марте. 

При этом российские компании подали заявки на поставку в Беларусь 1,01 млн тонн нефти (633 тыс. тонн на Мозырский НПЗ и 375 тыс. тонн на «Нафтан»). Учитывая, что Беларусь пока намерена сохранить танкерные  поставки через Клайпеду и Одессу, объём поставок можно прогнозировать на уровне 1,2–1,25 млн тонн. Впрочем, его всегда можно нарастить — вопрос в возможности сбыть продукты переработки и желании белорусской стороны.  


Наконец, наиболее оптимистичный прогноз озвучил 2 апреля глава белорусского правительства Сергей Румас: «Мы будем покупать нефть в апреле из Российской Федерации — около 4 долларов за баррель». Объём закупок, по его словам, — 2 млн тонн, т. е. верхняя граница, озвученная концерном «Белнефтехим». 

Такая низкая цена не должна смущать, ведь к ней нужно прибавить ещё 4,7 доллара в рамках межбюджетных отношений РФ и РБ. Т. е. всего порядка 9 долларов, что примерно соответствует текущим котировкам на сорт Urals.