Белорусский недомайдан — главное и самое показательное событие на
евразийском пространстве в 2020 году. Хорошо, что обошлось без жертв и
разрушений. Это позволяет спокойно констатировать, что белорусский политический
кризис исчерпывающе и поучительно подытоживает почти 30-летний период
становления новых постсоветских государственностей на российском периметре.
Если правильно понимать природу
любого майдана, то очевиден тезис: белорусское государство создало себе
проблемы своей собственной рукой, хотя партийный гимн «Интернационал» учит
использовать собственную руку совсем для другого. И эти проблемы вовсе не в
расхожих жупелах «авторитаризма», «гонений на оппозицию», «пренебрежения
ритуалами демократического язычества». Нет, это всё не просто сервисные
сущности, но и вовсе их имитация.
«Демократия» или «авторитаризм»
не имеют самостоятельного значения. Самостоятельное значение имеет только
содержание идеологии государственного строительства, декорированное любым
политическим сервисом по вкусу и по обстановке.
Показательность белорусского кризиса в том, что здесь, в отличие от Украины или Киргизии, на самом деле есть состоятельная государственность. И именно это качество, к которому прилагаются политическая воля и умение ею пользоваться, позволило Белоруссии не без приключений, но не сорваться в штопор нескончаемого кризиса и деградации.
Но наличие силы и воли
естественным образом предполагает ещё и ум — суверенную идеологию
государственного строительства. К исходу постсоветского 30-летия пришла пора с
этой идеологией твёрдо определиться и не размениваться на тактические
симулякры. Какой бы практичной, осмотрительной и смекалистой ни казалась
пресловутая многовекторность, именно она порождает кризис, майдан и конец. И
больше ничего.
Многовекторность — это неопределённость государственной идеологии. Смута возникает в разрывах между разнонаправленными декларациями — эти дырки всегда очень хорошо видны, в них нацеливают удар любые мало-мальски грамотные операторы майдана. А в пустоте нет убедительных аргументов против пустозвонных спекулятивных лозунгов разрушителей государства. И тем более нет созидательной повестки, понятной обществу. Нет будущего, которое жаль потерять непоседливой учащейся молодёжи — непременному массовому пушечному мясу майдана.
Главное требование у суверенной
идеологии — гармония внутреннего и внешнего контуров: народной
историко-культурной идентичности и целеполагания государственной политики, слов
и реальности. Между тем ключевой вопрос идеологии любого постсоветского
государства — это вопрос геополитической интеграции. Рациональный ответ на него
только один. Все эксперименты закончились плачевно. К слову, Прибалтика не
то чтобы исключение, просто у них своя культурная рациональность: там
действительно хотели быть Европой и терпеть за это даже лишения. Вот и терпят.
Местечковая торгашеская многовекторность — так себе замена рациональности. А другой многовекторности не бывает.
Колебания на курсе евразийской
интеграции принуждают к ущербности и надуманности в гуманитарной политике, а
это автоматически подъедает национальную идентичность.
Вот самая очевидная схема.
Достойный исторический опыт белорусской государственности в любой её форме — это
«всегда Россия», даже в форме конкуренции Литвы с Московией. Это естественная
национальная идентичность. Но, чтобы обосновать многовекторность, приходится
придумывать и навязывать искусственный конструкт «европейскости».
Это и есть идеологическая щель, в
которую при первой же отмашке хлынет мутная жижа майдана.
Государственная идеологичность,
выраженная в конституционной реформе, — это первейшая задача Белоруссии на
«после кризиса». Не как «уступка протесту» и «умиротворение элит», а как
плановая необходимость. И там должен остаться только один вектор.