Послу России в Беларуси Михаилу Бабичу не приходится жаловаться на невнимание прессы. Во-первых, в начале недели он провёл встречу ещё с одним представителем белорусской общественности (напомним, в первой половине марта посол встретился с представителями движения «Говори правду» Андреем Дмитриевым и Татьяной Короткевич). В этот раз его визави стал экономист и общественный деятель Ярослав Романчук, а поводом к встрече — материал Романчука, в котором тот, в частности, раскритиковал позицию посла в отношении экономической поддержки Россией Беларуси.
Общение было небесполезным и для самого экономиста. «Я чуть лучше понял позицию посла и российского правительства», — признал он в интервью, которое дал «Радио Свобода» по итогам встречи. К тому же он считает, что необходимость таких встреч давно назрела: «Мы пожинаем плоды практики последних 15 лет, когда разговаривали между собой чиновники, политики и монополисты, а не было присутствия в этом диалоге экономистов и представителей гражданского общества». Сложно сказать, смогут ли представители гражданского общества внести в этот диалог что-то новое или поспособствовать решению противоречий, накопившихся за эти годы. Но пусть уж лучше встречаются и разговаривают с Бабичем, чем, скажем, с куратором Беларуси в Госдепе США Джорджем Кентом.
Белорусские СМИ продолжают придерживаться довольно авангардных взглядов в отношении личности посла. С одной стороны, «никакого Бабича нет, есть аватар Путина», с другой (по версии ресурса reform.by) — это один из возможных преемников Владимира Путина. А Беларусь для него — своеобразные смотрины: справится или нет. И всё это — в одном материале.
Любопытно, что примерно в том же духе вещает и telegram-канал «Преемник». По версии его авторов, в ближайшее время именно в ведение Бабича перейдёт вся полнота российско-белорусских отношений. Общение и встречи президентов останутся, но станут чисто ритуальными.
Закончим тему страстей вокруг российского посольства в Минске публикацией «Хартия 97». Они с возмущением пишут о том, что в посольстве работает бывший генконсул РФ в Крыму (в то время ещё украинском) Владимир Андреев. Причина возмущения — генконсул в своё время ушёл с должности после скандала, связанного с его позицией в отношении сотрудничества крымско-татарского населения Крыма с немецко-фашистскими захватчиками во времена Великой Отечественной войны.
Таким образом, имеем ещё одно подтверждение отработки белорусскими оппозиционными СМИ крымской темы и провоцирования скандалов.
Впрочем, куда там оппозиционным СМИ до иных белорусских депутатов. «Братским народам Беларуси и России Союзное государство как политический проект не нужно. И, возможно, пришло время поставить точку в истории с Союзным государством через референдум... Проект Союзного государства за 20 лет так и остался мертворождённым ребёнком. Изначально его в своих политических целях использовал президент Беларуси. Затем о Союзном государстве вспоминали разве что 2 апреля, и то довольно узкий круг людей. Проект существовал только на бумаге и в части созданных формальных органов. И вот сегодня в политических целях его начали использовать российские политики, причём фактически с угрозами экономического давления на нашу страну», — написала депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анна Канопацкая в своём блоге.
Не то чтобы она сказала этим что-то новое, в той же оппозиционной прессе подобные тезисы повторяются постоянно. Однако впервые приходится слышать такое от представителя белорусской власти.
Сходу в её тезисах выделяется несколько манипуляций.
Ненужность и формальность. Депутату стоило бы знать о том, что у СГ как минимум имеется общий бюджет, формируемый под ежегодно обновляющийся перечень задач. Говорить о них в формате новостного обзора не слишком удобно, однако у депутата точно есть все возможности, чтобы ознакомиться с проделанным и запланированным. Т. е. вопрос не в формальности, а скорее в некомпетентности депутата.
Угрозы и давление. Это типичная глухота оппозиционной части белорусского общества, поразившая теперь и депутата Канопацкую. Позицию РФ в этом споре мы разбирали неоднократно, повторяться уже нет сил. Выше мы говорили о встрече Бабича с Романчуком. Так вот, Романчук вполне осознал позицию РФ, которую ему разъяснил посол. Определитесь с форматом дальнейшего сотрудничества: в формате СГ или в формате ЕАЭС. Мы примем любой вариант, только определитесь однозначно.
Возможно, Бабичу стоит прервать свою серию встреч с представителями общественности и вначале заняться разъяснением азбучных истин белорусским парламентариям.
Референдум. Это общий мотив, он звучит и от российских противников СГ. И симптом это тревожный. Достаточно вспомнить хотя бы Великобританию, где требуют переголосовать референдум по «Брекситу» спустя всего лишь 3 года с момента его проведения. Какой тогда, спрашивается, смысл в референдумах вообще?
Однако хуже, что депутат, кажется, не вполне понимает смысла референдума. Организует его государство, но необходим мощный общественный запрос, которого не наблюдается.
Нет чтобы обратить внимание на более актуальные проблемы. Скажем, на то, что сроки ввоза ядерного топлива на БелАЭС (а следовательно, и пуска станции) перенесены со второго на третий квартал 2019 года. За последние несколько месяцев это уже вторая подвижка сроков. По первоначальному же плану пуск первого энергоблока и вовсе должен был состояться осенью 2018 года.
Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк призывает не драматизировать ситуацию, однако новые сроки означают, что на полную мощность первый энергоблок в этом году уже не выйдет.
«На сегодняшний день степень готовности первого энергоблока в части реализации проектных решений можно оценить в 87 %, второго — в 67 %, мы вплотную подошли к этапу гидроиспытаний», — уточнил замминистра. Собственно, как раз вчера появилась новость о начале работы водоподготовительной установки (частично обессаливает воду, которая затем будет использоваться для работы энергоблока).
Таким образом, по состоянию на сегодня пуск станции задержан уже на год. Напомним, год работы БелАЭС ранее приравнивался к экономии 5 млрд кубометров газа для Беларуси. Единственный плюс такой задержки — Беларусь сможет лучше подготовиться к выдаче энергии со станции.
26 марта издание «Известия» опубликовало интервью Госсекретаря СГ Григория Рапоты, из которого видно, что двусторонние отношения развиваются не совсем так, как хотелось бы начальникам СГ. Вот лишь несколько тезисов.
На вопрос журналиста о налоговом манёвре он говорит, что консультации пока ведутся и он надеется на взаимоприемлемое решение. А также упоминает заседание последнего союзного Совмина в Бресте, где «с российской стороны прозвучал тезис: прежде чем мы решим вопрос о налоговом манёвре, давайте посмотрим, как будет развиваться Союзное государство». Между тем уже 27 марта Совет Федерации ратифицировал протокол к нефтяному соглашению с Беларусью, где ни о каких компенсациях не говорится: экспортная пошлина постепенно обнулится, и Беларусь перейдёт на мировые цены на нефть.
На вопрос об отмене роуминга между РФ и РБ Рапота и вовсе ответил, что дело продвигается неплохо: «Сейчас вопрос в деталях — как это лучше сделать, какими темпами, чтобы издержки для участников рынка были наименьшими. Сейчас всё перешло в стадию экспертной проработки. Я думаю, что в ближайшее время будет подготовлена "дорожная карта"». Между тем, как следует из результатов заседания Комиссии Парламентского собрания СГ по информационной политике, по этому вопросу сохраняются базовые противоречия.
«Российская сторона итоговой целью видит полное упразднение платы за входящие вызовы в роуминге, то есть входящий звонок в роуминге для абонента на территории Союзного государства должен быть бесплатным. В свою очередь, белорусская сторона, ссылаясь на опыт стран Евросоюза, предлагает вариант отмены роуминга, который ориентирован на создание равноправных условий для операторов связи обеих стран посредством установления предельных максимальных тарифов на все роуминговые услуги в результате снижения всех составляющих тарифа на роуминг», — говорится в материале rg.ru.
Наконец, в ответ на вопрос о необходимости усиления контроля на границе РФ и РБ в связи с транзитным ввозом в Россию через Беларусь санкционной продукции и серого импорта (вопрос был поставлен на прошлой неделе Россельхознадзором) Рапота и вовсе успокоил журналиста: мол, никаких мер не нужно, да и вопрос не самый важный, пусть ЕЭК занимается.
Между тем мы знаем, что уже с 22 марта введён первый запрет на такой транзит (яблоки из Турции), а на повестке стоит и полный его запрет.