В очередном выпуске «Минского барометра» (экспертная площадка, участники которой комментируют, в частности, вопросы союзной интеграции) сформулирован ряд гипотез относительно развития отношений между РФ и РБ в ближайшие годы. Эксперты утверждают, что в ближайшие год-два стоимость российских энергоносителей для Беларуси сохранится на текущем уровне. Тезис амбивалентный и в зависимости от комментирующего может быть истолкован и как нежелание договариваться, и как развитие союзных отношений. В частности, обозреватель Артём Шрайбман в своём телеграм-канале формулирует это так: «По информации от знающих россиян, в энергетическом блоке правительства РФ довольно однозначный настрой: хватит кормить белорусов, без интеграционных уступок не будет прежних льгот». Любопытно, что Шрайбман, известный своим критическим отношением к Союзному государству и интеграции России и Беларуси, не заметил, как это вдребезги разбивает любимый тезис оппозиционной прессы о поглощении Россией Беларуси. Какое же может быть поглощение, если порядок цен на энергоносители сохранится на текущем уровне?
А вот тезис о низкой конфронтационности превратился у Шрайбмана в срыв подписания интеграционного соглашения: «Официальный Минск готовится либо не подписать документы по интеграции с Москвой в декабре, если вообще не будет встречного движения по больным для нас вопросам, либо подписать пространный документ, который никто не собирается выполнять».
Хотя эксперты «Минского диалога» сошлись как раз на противоположном: «Очевидно, что на высшем госсовете Союзного государства в конце года президенты в лучшем случае утвердят программу и дорожные карты к ней». Хотя они и допустили, что несогласованные к моменту подписания интеграционного соглашения вопросы вынесут за скобки и вернутся к ним уже позднее.
Хотя в правительстве Беларуси как раз считают иначе. К примеру, вице-премьер РБ Игорь Петришенко, наоборот, рассчитывает на интенсификацию переговоров по проблемным вопросам: налоговый манёвр, стоимость газа, ограничения на торговлю на российском рынке и субсидии на продукцию российско-белорусских СП. «Эти вопросы находятся на повестке дня независимо от прогресса программы по углублению интеграции», — подчеркнул вице-премьер-министр.
Похоже, что БелАЭС на этой неделе — главный ньюсмейкер в союзной повестке. И не всегда эти новости радуют.
Пуск
первого энергоблока в очередной раз перенесли — на этот раз на январь 2020
года. «Физпуск ожидается в районе января, далее другие операции, включение в
сеть», — рассказал гендиректор станции Михаил Филимонов. Для тех, кто не в
курсе, уточним: физический пуск не означает автоматического начала работы
станции на производство электроэнергии.
Для примера возьмём Нововоронежскую АЭС-2, построенную по тому же проекту (АЭС-2006), что и БелАЭС. 19 февраля текущего года там начался физический пуск реактора второго энергоблока, и только 12 апреля произошёл энергетический. Т. е. между физическим и энергетическим пуском пройдёт не менее полутора месяцев.
Для вывода реактора на промышленную эксплуатацию требуется ещё больше времени. К примеру, первый энергоблок той же станции начал полноценно работать только спустя 7 месяцев после энергетического пуска.
Перенос пуска станции происходит уже не впервые. Первоначально её собирались открывать в первом квартале 2018 года. Затем пуск перенесли на осень того же года. В конце 2018-го пуск перенесли снова — на первый квартал 2019-го. А уже спустя пару месяцев сроки последовательно сдвигались на лето, на третий квартал 2019 года и, наконец, на ноябрь 2019-го.
В связи с этим актуализируются две проблемы. Во-первых, вопрос компенсации по выплате кредита на строительство БелАЭС. В сумме задержка запуска достигла уже почти двух лет. Во-вторых, вопрос снижения импорта газа (его поднял министр энергетики РБ Виктор Каранкевич). Снижение, безусловно, будет, но довольно скромное. Если исходить из того, что станция будет экономить 5 млрд куб. м газа в год (а именно такие цифры назывались ранее), то работа одного блока сэкономит 2,5 млрд. Учитывая же, что на 100%-ную загрузку блок, как теперь выясняется, выйдет только к июлю-августу, то вряд ли стоит закладывать в экономию более 1,5 млрд куб. м.
Сообщается, что к настоящему моменту готовность первого энергоблока достигла 97 %.