К сентябрю 2020 года союзные отношения России и Беларуси стали походить скорее на хронику кризиса. До начала президентских выборов стороны успели подписать лишь часть дорожных карт (и то многие из них теперь требуют корректировок по части сроков выполнения), с началом же избирательной кампании интеграция застопорилась.

Тем не менее лето 2020 года позволило довести до логического завершения два проекта-долгостроя. 19 июня Москва и Минск подписали соглашение о взаимном признании виз, а 7 августа в первый энергоблок БелАЭС начали загружать ядерное топливо.

Если грядущий и неизбежный запуск БелАЭС по праву можно считать главным экономическим союзным проектом начала XXI века, то взаимное признание виз и приближающиеся сроки отмены роуминга между Россией и Беларусью — главными союзными гуманитарными проектами начала XXI века.

Дело в том, что, не умаляя значимости БелАЭС, граждан России и Беларуси куда больше интересуют комфорт и простота. Взаимное признание виз (соглашение ориентировочно вступит в силу в первой половине 2021 года) и отмена роуминга в сотовых сетях позволяют сделать процесс перемещения из России в Беларусь и обратно бесшовным и удобным.

Москва и Минск пытаются отменить мобильный роуминг уже не первый год. В определённый момент даже возникло впечатление, что отмена роуминга превратилась в нечто наподобие коммунизма, сроки пришествия которого на 1/6 часть суши переносились так часто, что в него в итоге перестали верить. В декабре 2019 года, когда согласовывалась соответствующая «дорожная карта», сроком отмены стороны обозначили сентябрь, который к середине лета сменил октябрь. Заявления чиновников и дипломатов по данной теме зачастую являются противоречивыми: посол РФ в РБ Дмитрий Мезенцев 27 сентября заявил, что роуминг «кусается», но работы по его отмене ведутся, а госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота отметил, что вопрос решат к концу 2020 года.

Раз сроки отмены роуминга постоянно переносятся, то самое время понять, с какими проблемами пришлось столкнуться переговорщикам двух стран и на какие вызовы им ещё предстоит найти ответы.

  • Главный камень преткновения в российско-белорусских переговорах об отмене мобильного роуминга — разные модели функционирования рынка телекоммуникационных услуг и сотовой связи. В России, как и во всём мире, действует рыночная система деятельности интернет-провайдеров и сотовых операторов со свободной конкуренцией, тогда как в Беларуси выстроена совершенно уникальная система, единственным выгодополучателем от работы которой является государство.
  • За счёт прохождения всего трафика, как интернет, так и сотового, через оборудование НЦОТ и «Белтелеком» государство получает возможность не только максимизировать прибыль от своих посреднических функций на телекоммуникационном рынке через фактически обкладывание провайдеров и операторов (а через них и конечного абонента) квазиналогом, но и обеспечить государственный контроль над всеми узлами трафика в республике. Тот суверенный интернет, о котором российские силовики сейчас лишь мечтают, в Беларуси уже существует: для отключения интернета во всей стране достаточно воспользоваться оборудованием ЦНОТ и «Белтелекома». Собственно, сверхцентрализация потоков трафика в стране, помимо спокойствия силовиков и политиков, имеет и обратную сторону: данная система имеет низкую отказоустойчивость.
  • Ни Россия не пожелает внедрять у себя белорусскую модель (она, вновь акцентируем внимание, является аномальной), ни Беларусь — российскую. Данные модели несовместимы между собой. Поэтому они продолжат функционировать параллельно — в ЕАЭС, а тем более и СГ, не идёт речь о создании единого рынка телекоммуникационных услуг. Поэтому по скорости внедрения современных технологий в телекоммуникационную сферу Беларусь будет отставать от России не столько из-за меньшей ёмкости рынка, сколько по причине уникальной системы управления отраслью. И эта уникальность ещё даст о себе знать при разворачивании сетей 5G — их невозможно полноценно выстроить, не пройдя через построение действительно национальной сети 4G, которая в РБ выстроена очагами.
  • Оплачивают функционирование белорусской модели управления телекоммуникационным сектором белорусские граждане, которые вынуждены переплачивать за услуги мобильной связи и интернета. Данную систему государство менять не намерено, используя в качестве прикрытия разговоры о недопустимости единовременной отмены роуминга из-за угрозы роста цен.
  • В 2019 году главной проблемой в отмене роуминга между РФ и РБ был механизм компенсации выпадающих доходов белорусских государственных операторов связи — Минск хотел, чтобы их компенсировала Москва. В 2020 году в публичной плоскости в качестве проблемного аспекта называется проблема борьбы с телефонным мошенничеством — фродом.
Скачать полную версию исследования можно по ссылке (.pdf).