Я думаю, что до 2025 года, то есть в ближайшей перспективе, у ЕАЭС вряд ли получится достичь той политической институционализации и экономической интеграции, какая есть у ЕС. Но это в том случае, если негативные тренды, такие как региональные конфликты и конфликт Запада и России, будут сохраняться. Нынешняя ситуации для Евразии не нормальна, и от того, насколько быстро удастся из неё выйти, будет зависеть будущее ЕАЭС.

Если же ситуация будет развиваться в духе Евразийского союза и приближаться по каким-то параметрам к большой Евразии, а наши заокеанские конкуренты не будут реализовывать свою концепцию недопущения создания на евразийском континенте какой-то мощной оси по линии Евразия — Берлин или Москва — Берлин, тогда вероятность для ЕАЭС стать столь же значимым, как ЕС, есть.

Как бы мы ни говорили о том, что этот союз экономический, без геополитики и геоэкономики такие крупные союзы не образуются и функционировать не могут.

В том же ЕС было очень серьёзное влияние Америки ещё на стадии его возникновения, да и сейчас это не только экономический, но и геополитический игрок, даже при его нынешнем диффузном состоянии.

Для России ЕАЭС — это и геополитический, и геоэкономический союз. Это не значит, что партнёры РФ не могут проводить многовекторную политику, но совершенно очевидно, что создание полноценного валютного финансового союза и переход к каким-то политическим формам — дело далёкого будущего.

Работа идёт, пространство формируется, но в обозримой перспективе сравнивать ЕС и ЕАЭС, как мне представляется, всё-таки не придётся.

У ЕС есть преимущества, но есть и ощутимые недостатки. Нам не стоит повторять его ошибок.

Мы видим, что включение в союз стран с разным экономическим потенциалом может приносить определённые риски. Это имеет место и в ЕАЭС на примере Киргизии, и в ЕС: ситуация на юге Европы категорически отличается от ситуации в северной части.

Надо обратить внимание и на проблему внешней миграции. Мы видим разницу внутри ЕС по этому вопросу, и это при том, что Европейский союз строился десятилетиями. Нам надо стремиться к более тесной координации в рамках национальных государств и в рамках интеграционного проекта.

Но главной проблемой всё же остаётся разноскоростная интеграция.

Сейчас для ЕАЭС самое важное — постепенное снятие ограничений, движение в сторону производственной кооперации, создание гуманитарной интеграции. А на внешнем контуре — заключение договоров о зонах свободной торговли.