Заглавным событием минувшей недели стала встреча президентов России и Беларуси в Санкт-Петербурге. Основные темы встречи  экономика, санкции и, как можно судить по другим событиям недели, союзные программы.

«Завершена работа над союзными программами по гармонизации налогового законодательства и взаимодействию в таможенной сфере. Найдены решения по налоговому манёвру России в области переработки нефти в части компенсации потерь Республики Беларусь от того самого налогового манёвра». Также, по её словам, подписание союзных программ может состояться осенью на заседании Высшего госсовета Союзного государства.

В частности, это означает (по крайней мере, в этом уверен посол Беларуси в РФ Владимир Семашко), что уже с 1 января 2022 года страны начнут работать в «формате единой экономической платформы Союзного государства» — т.е. тех самых единых рынков, начало работы которых планировалось ещё на 2021 год, однако было отложено из-за несогласования пакета союзных программ.


Санкции обсуждали активно: правительствам поручили выработку общего российско-белорусского антисанкционного плана.

Кроме этого, лидеры договорились о стоимости природного газа для Беларуси на следующий год (132 долл за тыс. куб. м, т.е. на том же уровне, что и в текущем году). Помимо стоимости газа, лидер РБ получил гарантии кредитной поддержки (однако сроки и объёмы такой поддержки СМИ пока не известны). 

Впрочем, на тему кредитования на прошлой же неделе высказался премьер-министр Беларуси. По его словам, вместо европейских кредитных учреждений, которые в рамках санкционной политики отказались кредитовать республику, РБ будет занимать у российских банков («...когда договорённости будут достигнуты, об этом объявят»). 

Всю эту повестку, разумеется, отслеживают за рубежом. 

Поэтому уже через пару дней на сайте «Еврорадио» появился «аналитический» материал о том, как же невыгодно занимать деньги у России и как сотрудничать с европейскими рынками заёмного капитала (будто бы они сами не отказали Беларуси в кредитовании). 


Однако главное даже не это, а то, что «Еврорадио», которое даже мы неоднократно ловили на откровенной лжи и неаккуратной пропаганде, в очередной раз врёт. 

«В прошлом году Беларусь разместила евробонды на $1,25 млрд. Из них $0,5 млрд — под 5,875% годовых. Ещё $0,75 млрд — под 6,378% годовых», — говорится в материале о кредитах, взятых Минфином РБ в прошлом году у европейских структур. «...в России в прошлом году Беларусь тоже размещала облигации на 10 млрд российских рублей ($0,13 млрд). Доходность по ним составила 8,5% годовых. Чувствуете разницу?». 

Авторы материала намеренно либо по незнанию сравнивают евробонды (облигации, выпущенные в валюте, являющейся иностранной для эмитента, размещаемые с помощью международного синдиката андеррайтеров среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной) и облигации, размещённые в РФ. Облигации в РФ — рублёвые. Поскольку инфляция евро ниже, чем у рубля, логично, что и проценты по облигациям в евро ниже. К примеру, инфляция в еврозоне в прошлом году составила 0,6 %, в РФ — 5 %. Отняв показатель инфляции от процентной ставки за пользование кредитом, несложно понять, чьи кредиты в итоге обходятся Беларуси дороже. 

Дальше европропагандисты и вовсе ударяются в ересь, мол, у МВФ проценты ниже в четыре раза, чем у РФ. Только паны из «Еврорадио» забыли упомянуть, что за эти проценты МВФ требует полностью сдать суверенитет под его контроль. Так, как это делается на Украине, где сегодня украинская власть не может самостоятельно назначать судей и набсоветы крупных госкомпаний. 

Раз уж зашла речь о манипуляциях, вернёмся к самой встрече Лукашенко и Путина. На Западе её прогнозируемо комментируют в духе «Москва склоняет Минск к уступкам». Забавно, что даже оппозиционные белорусские журналисты не всегда разделяют эту точку зрения. 

К примеру, журналист «Белсат» Змицер Мицкевич, комментируя украинскому «Каналу 24» российско-белорусские отношения, заявил, что «Россия ещё не использовала ни одного рычага давления в Беларуси, которые она имеет», тут же перечислив эти самые рычаги. «Время от времени Кремль пропихивает свои интересы, но пока это не стало обоснованной и масштабной политикой... масштабного давления Кремля на Беларусь пока нет», — цитирует канал слова Мицкевича. 

«...из экономических результатов в качестве самого важного можно выделить то, что договорились о сохранении прежней цены на российский газ для Беларуси в 2022 году и об объёмах кредитной поддержки в связи с налоговым манёвром в России», — считает генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда. По сути, это произошло впервые: до этого налоговый манёвр неоднократно обсуждали, однако модель его компенсации ни разу не согласовывали. В свою очередь кредитный способ указывает на его временность, до формирования общего рынка нефти. 

Однако помощь в преодолении эффекта санкций не сводится к кредитам и стоимости газа. Так, по словам Владимира Семашко, стороны ведут переговоры об увеличении рейсов «Белавиа» по российским направлениям (Минеральные Воды, Анапа, Краснодар, Сочи).

Также между странами растёт объём биржевой торговли: за январь — июнь он достиг 63 млн долл (+80 % к аппг). Торговля растёт не только с Россией, но и с Казахстаном (в рамках обсуждавшейся в июне переориентации белорусских экспортных потоков на Восток). По данным казахстанских СМИ, импорт из РФ за январь — май 2021 года вырос на 21 %, а из Беларуси — на 25 %. 


Торговля в треугольнике Россия — Беларусь — Казахстан вообще весьма примечательна. Так, в январе — июне 2021 года попавший под санкции «Нафтан» стал крупнейшим поставщиком бензола в Россию (9,1 тыс. тонн). Тем самым белорусский производитель компенсировал временное сворачивание производства на НПЗ в Атырау, замещая его поставки в РФ. На самом деле этот пример показывает, что потенциал компенсации санкционного эффекта для белорусской экономики (за счёт увеличения экспорта в РФ) выше, чем это принято считать, — за счёт перераспределения производственных цепочек и связей в рамках ЕАЭС.

На минувшей неделе стало известно, что «Ласточка», запущенная в конце апреля между Москвой и Минском, перевезла первые 100 тыс. пассажиров. Для достижения этого показателя ушло чуть менее чем 2,5 месяца. То есть можно предположить, что до конца года число пассажиров превысит 300 тыс. Дальше — больше: ещё в конце мая сообщалось, что составность поездов планируют увеличить до 10 вагонов (сегодня — пять).

На минувшей неделе в копилке нашей «бытовой интеграции» оказалась ещё одна полезная услуга. Теперь владельцы карт российской платёжной системы «Мир» могут отправлять денежные переводы на карты системы «Белкарт». Услуга доступна для карт «Альфа-Банк», «Банк Русский Стандарт», «Сбербанк» и «Тинькофф», а платежи принимаются на карты банков «Белагропромбанк» и «Беларусбанк». В дальнейшем число банков, поддерживающих данную услугу, будет увеличиваться. Напомним, похожий сервис в этом году уже начал работать (подключение белорусских банков к Системе быстрых переводов). Однако, учитывая санкции против Беларуси и РФ, обе страны нуждались в таком же «мостике» и между национальными платёжными системами. 

А чтобы сделать переводы между нашими странами более безопасными, Генпрокуратуры РФ и РБ координируют между собой действия в вопросах борьбы с киберпреступлениями, о чём заявил в телеэфире генпрокурор Беларуси Андрей Швед.