Что мешает интеграции? Над чем нам стоит поработать в Союзном государстве? Об этом мы поговорили с белорусским депутатом Анатолием Хищенко, который также входит в Парламентское собрание Союза Беларуси и России.

— Анатолий Петрович, не так давно в Беларуси было сразу два важных союзных события. В Бресте собирались парламентарии, а в Минске — президенты и главы других ветвей власти. Что решили?

— Во-первых, давайте обратим внимание на даты. Союзный парламент собирался на сессию в Бресте 18 июня, незадолго до нашего общего дня грусти и горести 22 июня, когда враг напал на нашу общую Родину. Поэтому мы возложили цветы к мемориалу в Брестской крепости. Стояли плечом к плечу российские депутаты и белорусские. Мы ощущали именно душевное единство, как бы это пафосно ни звучало. Конечно, тот исторический этап нас объединяет.

Естественно, нас объединяет не только прошлое, но и настоящее. На повестке дня сессии было много вопросов. Я бы выделил тему сближения законодательства в области равных прав граждан и вопрос равных условий для субъектов хозяйствования. Если мы хотим дальше развивать союз, то нужно делать всё, чтобы граждане не чувствовали каких-то барьеров.

В принципе, работа в этом направлении уже проводится.

— Не совсем. Да, многое сделано, но есть и вопросы. Классическая ситуация, которая часто возникает не только у нас. В других частях планеты такое тоже есть. Принимаются документы, на бумаге вроде бы всё хорошо, а на практике не всё складывается, как хотелось бы. Опять же, давайте обратим внимание на торгово-экономические отношения.

На сессии в Бресте мы о них говорили. Председатель нашей Палаты представителей (для россиян поясню: эта должность аналогична председателю Госдумы) Владимир Андрейченко отметил, что есть немало соглашений, но всё же налицо протекционизм со стороны некоторых госчиновников в России. Эти случаи нарушают наши договорённости, нарушают реализацию программ Союзного государства.

Наш спикер акцентировал внимание на том, что, какие бы ни возникали трудности в этой сфере, всё равно надо находить общие точки, договариваться. Мы, например, вместе можем развивать цифровую экономику. Здесь необходимо более активное взаимодействие.

Нам нужно развивать и региональное сотрудничество. Как бы это странно ни звучало, но Беларусь нуждается в более тесных контактах с главами российских субъектов федерации, минуя центр.

Но с нашей стороны часто центр и ведёт переговоры…

— Всё-таки давайте сопоставлять масштабы двух стран. В России через центр сложнее развивать прямые контакты с партнёрами, скажем, с Сахалина. И обратите внимание, что у нас тоже не всегда через Минск. Столица, естественно, остаётся столицей. Никто не посягает на верховную власть. Регионы решают свои, грубо говоря, бытовые задачи. На региональном уровне люди практичнее. Они больше понимают, что им надо. Один хочет продать молоко, другой предлагает наладить поставки одежды и так далее. Надеюсь, что таких проектов у нас будет больше. И пусть между собой наводят мосты не только губернаторы, но и главы компаний. Напомню, что этой осенью будет очередной Форум регионов Беларуси и России. Основная площадка — Могилёв. Надеюсь, появятся новые связи, будут подписаны контракты.

Депутаты такое всегда поддержат. Тем более что мне эта тема очень близка, потому что я сам когда-то родился на границе РСФСР и БССР. Отец — белорус, мать — русская.

Регионы — это хорошо, но нам будто что-то всё время мешает развивать отношения.

— Есть такое, и на сессии в Бресте белорусский сенатор Сергей Гайдукевич, который возглавляет Либерально-демократическую партию Беларуси, обратил внимание, что мы всё время принимаем какие-то интеграционные решения, но не все они выполняются. Как будто действительно нечто мешает. Парламентариям можно взять под контроль какую-то одну отрасль и досконально разобраться, вникнуть во все детали, добиться, чтобы в этой сфере все союзные договорённости реально заработали. Сергей Васильевич предлагает начать с сельского хозяйства.

После сессии в Бресте было заседание Высшего госсовета в Минске. От него какие впечатления?

— Как мы видели, собрались и президенты, и премьеры, и главы парламентов. Была очень представительная делегация из России. Само по себе это о многом говорит. Много было рассмотрено тем в области гуманитарного и культурного сотрудничества, учреждена премия за достижения в науке и технике.

Для меня, пожалуй, важнее всего, что утверждены принципы по согласованности действий в области внешней политики. Это очень важно для меня, потому что в Парламентском собрании я вхожу как раз в комиссию по внешней политике. Надо будет, конечно, изучить документ, чтобы понять, куда двигаться на международной арене.

Но давайте обратим внимание на другое. Было уделено очень много времени не общему заседанию, а личной встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина. Это наводит на мысль о том, что проблемы и конфликты у нас бывают на уровне министерств или хозяйствующих субъектов. И всё равно решения есть всегда. Два лидера встретятся, поговорят, и все противоречия снимаются. Это даёт надежду, особенно белорусским товаропроизводителям, на то, что рынок России по-прежнему останется открытым.

Меня иногда удивляют высказывания некоторых экспертов в СМИ, что на Западе вроде бы наша продукция хорошо идёт, а в России что-то не так порой. Да, там бывают случаи с подделками наших товаров и прочее. Но это всё искусственные проблемы. Они решаемы. Заметьте, что после заседания ВГС российский премьер немного задержался в Беларуси. Наверняка, были какие-то поручения от российского президента. Что-то обсуждалось с белорусским коллегой.

Нам надо выполнять наши соглашения и совместные решения, а самое главное — договорённости глав государств.

Вот вы говорите о проблемах на российском рынке. Всё равно никогда не будет тишь да гладь. Конкуренцию никто не отменял.

— Она будет только усиливаться, но должна быть добросовестной. Да, в России сейчас активно развивают своё сельское хозяйство и промышленность, в том числе из-за санкционного давления. Это прекрасно видит белорусское руководство. Недавно президент Беларуси заявил, что надо повышать производительность труда, усиливать дисциплину на производстве. Молодёжь иногда говорит, мол, ну что за какие-то устаревшие выражения. А вот и не устаревшие. По всему миру выигрывает тот, кто шевелится, делает качественный продукт. Нельзя просто так сидеть и ждать, что вот нам партнёры из России сделают готовый рынок. Только привези и отгрузи. Так это не работает. Это бизнес. И опять же не зря белорусский лидер намекнул, что нужно развивать в Беларуси частные холдинги. Ведь в России они очень важные игроки. Нашему госпредприятию трудно вести диалог с частным российским. Будем развивать свою бизнес-среду.

Вы упомянули о равных правах граждан. Здесь какие вопросы есть?

— Очень часто бываю в России. Это огромная страна. По ней ездишь, но практически не ощущаешь себя иностранцем. Ты там как свой. Но есть такой момент, как контроль на условной границе, которая вроде как у нас открытая. У тебя проверяют документ, и ты чувствуешь себя уже не совсем как свой человек. Эти барьеры надо убрать. Чемпионат мира по футболу 2018 года показывает, что наши белорусские пограничники, таможенники и другие службы работают как положено на внешней границе Союзного государства. Всех недобросовестных граждан третьих стран выявляют и не пускают. Я считаю, что это мини-экзамен. Белорусские силовики его сдали. Надо распространять опыт, полученный сейчас, в более широком масштабе, полностью снимать эту условную границу. Граждане обеих стран будут чувствовать себя на 100% в Союзном государстве.