В ранней западнорусской истории Полоцкому княжеству отводится роль первого государственного образования, сплотившего вокруг себя часть кривичских племён.

В это княжество не вошли два других племенных центра — Псков и Смоленск, которые уже на первоначальном этапе упоминаются летописями в качестве самостоятельных субъектов.

Относительно современной Белоруссии Полоцкое княжество было сравнительно небольшим. Оно располагалось на территории Витебской и части Минской области.  При этом, разумеется, границы были достаточно условными, так как между полоцкими и киевскими князьями шла постоянная борьба за территорию. Иногда (как при Брячиславе) удача склонялась на сторону полочан, но чаще всего сильное киевское войско одолевало соперника и принуждало его к невыгодному миру.

Что касается ранней полоцкой истории, то о ней мы часто не имеем даже легендарных свидетельств. Скорее всего, у племён кривичей не было своего племенного князя и они управлялись старейшинами, как в Новгороде. Этим и объясняется тот факт, что Рюрик легко посадил на княжество своего наместника: «В лѣто 862 приіа власть Рюрикъ и раздаіа мужемъ своимъ градъі: ѡвому Полотескъ, ѡвому Ростовъ, другому Бѣлоѡзеро».

Любопытно, что Русский Север почти повсеместно утвердил княжескую власть через скандинавов. В то же время летописи упоминают о Гостомысле в качестве главного старейшины. Таким образом, республиканское правление во главе с посадником сложилось на Новгородчине совершенно не случайно.

Нам известно о существовании в Полоцке веча. Учитывая тот факт, что народное собрание изначально существовало во всех древнерусских городах, можно говорить о том, что традиция народовластия является в славянских племенах исконной.

В отличие от других древнерусских княжеств, Полоцк не имеет точной хронологии. Мы не знаем его ранней и поздней истории. Некоторые важные события мы можем почерпнуть только из иностранных источников. То же противостояние полочан с крестоносцами известно лишь благодаря хронике Генриха Латвийского. Разумеется, это исключает возможность объективной оценки данного конфликта.

Полоцкие летописи не сохранились, мы знаем о полоцких князьях прежде всего из киевских источников. Когда противостояние Киева и Полоцка закончилось, сведения о северной земле стали предельно скудными.

Впрочем, вряд ли оставалось что-то, достойное упоминания. После смерти Всеслава Чародея в 1101 году Полоцкое княжество распадается на шесть уделов. В дальнейшем процесс дробления продолжился, что предопределило судьбу княжества, ставшего слишком слабым, чтобы заслуживать внимания летописца.

Таким образом, хронологические рамки нашей статьи ограничены началом XIII века.

География Полоцкой земли

Полоцкое княжество занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана.

Если верить археологам, то столица княжества имеет очень древнее происхождение — середину V века. Исландская «Сага о Теодорике» рассказывает об осаде Полоцка гуннами во главе с Аттилой. Это подтверждается современными раскопками.


Русский историк Данилевич в своём труде «Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV века» подробно остановился на географии княжества. Ядром территории он называет «Полотьскую землю». Южные границы княжества проходили по верховьям Свислочи и Березины, а в среднем течении Березины поселения кривичей (полочан) находились на левом берегу, где соприкасались с дреговичами. На юго-востоке полочане граничили с радимичами, а на западе они встречались с финскими и балтскими племенами, с которыми активно смешивались. На севере граница упиралась во владения ильменских словен, основавших Новгород.

Уже в древности на востоке полочане соседствовали со смолянами, которые позже создали Смоленское княжество. Единый кривичский корень способствовал активным контактам между ними, а иногда полоцкий стол занимали потомки смоленских князей.


Главными городами княжества были Полоцк, Витебск, Орша, Минск, Друцк, Заславль. При этом мы не располагаем сведениями о происхождении названий большинства городов. Впрочем, в случае с Заславлем всё просто — он был построен и назван в честь князя Изяслава Владимировича, который был со своей материю Рогнедой отправлен киевским князем Владимиром управлять Полоцком. Именно этот князь стал родоначальником полоцкой княжеской династии.

Города Витебск и Усвят до 1021 года не принадлежали Полоцку. Они были присоединены к княжеству в результате войны Брячислава Изяславича с Ярославом Мудрым. В 1116 году киевский князь Владимир Мономах, наоборот, уменьшил территорию княжества, отняв у него Оршу и Копысь.

Некоторые полоцкие города стали нам известны благодаря войнам между князьями. Так, в связи с решающей схваткой Всеслава Чародея и коалиции русских князей нам известны Минск, Орша, Логойск и другие города.

Ранняя полоцкая история

Как я уже упомянул выше, в 862 году в Полоцке сели варяжские наместники Рюрика.

В 872 году Полоцк подвергся первому известному нашествию киевских князей во главе с Аскольдом и Диром. Летописец упоминает об этом кратко: «Воеваша Асколдъ и Диръ полочанъ и много зла сътвориша».

Был ли при этом Полоцк объектом борьбы варяжских предводителей? Можно предполагать, что уже при жизни Рюрика произошёл какой-то конфликт между его вассалами. Совершенно не случайно князь Олег, ставший воспитателем юного Игоря Рюриковича, позже уничтожил Аскольда и Дира.

Так или иначе, но к 980 году во главе Полоцка стоит самостоятельный князь Рогволод, которого хотят переманить на свою сторону соперничающие между собой братья — князья Ярополк и Владимир. При этом значение Полоцка настолько велико, что Владимир, которому было отказано в руке княжны Рогнеды, первым делом направляется в Полоцкую землю, чтобы уничтожить предполагаемого союзника своего брата.

Подробностей этой войны мы не знаем. Известно лишь, что Владимир смог взять Полоцк и перебить всю семью полоцкого князя за исключением Рогнеды.


Сложно сказать, для чего ему потребовалось поступить столь жестоко. Вероятно, своё влияние оказал пренебрежительный отказ Рогволода, который видел во Владимире сына рабыни. Последующая женитьба Владимира на Рогнеде по нашим временам выглядит дико, хотя завоеватель был прав: его потомки по праву родства были единственными законными владетелями Полоцка.

После этого история княжества на время прерывается. Очевидно, что в Полоцке сидел киевский наместник, управлявший городом и землёй.

Попытка Рогнеды в 987 году убить своего мужа приводит к восстановлению Полоцкого княжества. Сложно сказать, почему князь не покончил со своей мятежной женой. Вероятнее всего, он не хотел выглядеть убийцей в глазах своих сыновей, которые в подобном случае могли возненавидеть отца.

Изяслав, вступившийся за мать, отправляется вместе с ней на Полотчину, где вступает во владение родовым гнездом. Он достаточно рано умирает, даже не пережив отца. После него наследником остаётся юный князь Брячислав, который в 1021 году вступает в конфликт со своим родным дядей Ярославом Мудрым, уступившим ему Витебск и Усвят.

Период расцвета Полоцкого княжества, который припадает на правление Всеслава Брячиславича, прозванного Чародеем, я опишу в отдельной статье.

Смерть этого князя в 1101 году ставит точку в истории единого княжества, оно распадается на ряд уделов.

Упадок

Многочисленное потомство в семье правителей Средневековья чаще всего обещало последующую смуту.

В Полоцком княжестве войн между братьями мы не наблюдаем, однако само княжество распадается на шесть и более уделов — княжеств (Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское). При этом Полоцкий стол формально остаётся «старейшим» для Изяславичей.

Первые сыновья Всеслава ещё пробуют противостоять Киеву, однако быстро терпят поражение. Для одного из них, Глеба Минского, война заканчивается тяжким заключением в поруб до самой смерти.

В последующем киевское войско становится частым гостем в Полоцкой земле. Очевидно, Изяславичи не желали полностью покоряться Киеву и отказывались принимать участие в общих походах против степных кочевников. Один из самых разрушительных походов относится к 1127 году, когда войско Мстислава Владимировича огнём и мечом прошлось по княжеству. Через 2 года оставшихся в живых полоцких князей выслали в Византию, откуда они частично смогли вернуться в 1132 году.

Ослабление Киевского княжества и его дробление привели к прекращению конфронтации. Отныне Полоцк «варится» в собственной каше. Его князья конфликтуют между собой, делят столы и изредка воюют со Смоленском.

Уже после смерти Всеслава полочане обращают внимание на свои западные пределы, где обитают балты и финны. Начинается колонизация нынешней западной Белоруссии и Прибалтики. В Латвии возникают удельные полоцкие княжества Кукейнос и Герцике. Их судьба описана мною в статье о войнах с крестоносцами «Русские против крестоносцев».

После 1186 года о Полоцкой земле встречаются лишь отрывочные известия. О большой войне с крестоносцами и некоем князе Вольдемаре мы знаем из иностранных источников.

Полочане принимали участие в походах Александра Невского, а сам он был женат на полоцкой княжне.

Исчезновение Полоцкого княжества тоже покрыто мраком. Быть может, полочане (как это было с Новогрудком) просто приняли к себе литовских князей вместо измельчавших Рюриковичей. Так или иначе, но в 1307 году Полоцк входит в состав ВКЛ. Произошло это в годы правления князя Гедимина.

Исторические монографии по Полоцкому княжеству

История Полоцкого княжества изучалась уже в дореволюционную эпоху.

Любопытно, что именно до 1917 года было создано наибольшее количество монографий по истории отдельных княжеств — Иловайского «История Рязанского княжества», Борзаковского «История Тверского княжества», Голубовского «История Смоленской земли» и т. д.

Полоцк тоже удостоился своих исследований. Главные из них — «Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV века» Данилевича и «История Полоцка и Северо-Западной Руси» Беляева.

В советское время археолог Штыхов издал труд «Древний Полоцк IX–XIII ст.», где поместил материалы, относящиеся к находкам на месте Полоцкого городища.

В наше время Полоцк активно исследует учёный Денис Дук, который тоже преимущественно занимается археологией.

Таким образом, полоцкая история в настоящий момент не может считаться полностью исследованной. Слишком мало источников сохранилось, чтобы составить цельную картину. Хочется верить, что в российских архивах совершенно случайно уцелели полоцкие летописи, позволяющие изучить не только легендарную часть истории княжества, но и период его упадка. История Полоцкого княжества целиком и полностью принадлежит Древней Руси, поэтому любые попытки выделить его из общерусской истории являются дешёвыми манипуляциями. Впрочем, в настоящий момент националистическая историография основное внимание уделяет не Полоцку, а ВКЛ, что оставляет надежду сохранить полоцкую историю в русле западнорусизма.