Евразийская экономическая комиссия активно внедряет в жизнь соглашение о маркировке товаров — борется с «серым» импортом. Соглашение вступило в силу в августе, и ЕЭК уже разрабатывает необходимую документацию. Времени для этого остаётся не так уж и много. «В том случае, когда Совет ЕЭК не сможет принять общее решение о введении маркировки, соглашение предусматривает следующий механизм. Если в течение трёх месяцев с даты получения уведомления о введении одной или несколькими странами ЕАЭС маркировки решение по ней в масштабах союза не принято, эти государства могут применять её в соответствии со своим национальным законодательством», — напоминает в своём материале для «Евразия.Эксперт» обозреватель Александр Шустов.
По
его словам, проблема не только в сроках. Так, маркировка и отслеживание
происхождения товаров уже хорошо себя зарекомендовали на товарах длительного
пользования (одежда). Однако он напоминает, что общая картина «серой» торговли
пока не ясна. К тому же неизвестно, будет ли таким же эффективным контроль,
если его применить в отношении продовольственных товаров. Хотя, разумеется, что
отказаться от этого члены ЕАЭС уже не могут, ведь итог обеих «молочных войн»
этого года — решение об объединении российской и белорусской систем
отслеживания происхождения товара.
В
случае успеха таможня получит рост оборотов легальной торговли и
соответствующие поступления в бюджеты. В противном случае придётся думать, как
адаптировать всё это под продовольственные товары.
Проблемами РФ и РБ заняты не только в ЕЭК, но и на высшем уровне. Эксперты уже подметили: в этом году прямо-таки «президентское» лето: лидеры России и Беларуси встречаются едва ли не каждую неделю. Ещё только обсуждаются итоги встречи в Сочи, а Александр Лукашенко уже анонсировал новую встречу. Причём договорились о ней как раз в Сочи. Точная дата пока не известна, но известен формат. «Мы встретимся в широком формате, в первую очередь за счёт представителей наших правительств», — пообещал в эфире «Беларусь-1» Александр Лукашенко.
К слову, о Сочи. Один из обсуждавшихся там вопросов — функционирование единого рынка электроэнергии ЕАЭС (июль 2019 года). В этой связи обращает на себя внимание соглашение между ЕАБР и «Росатомом»: компания намерена построить в Беларуси несколько газовых ТЭС, а ЕАБР собирается этот проект финансировать. В СМИ пишут об этих ТЭС как о резервных, между тем не совсем понятно, что именно хотят страховать. Тепловая генерация в Беларуси сегодня вполне покрывает её потребности в электроэнергии. Нужно подстраховать первый энергоблок Белорусской АЭС на период от физического пуска до выхода на 100%-ную мощность? Действующие газовые станции могут решить эту задачу.
Потребность в дополнительных 800 МВт тепловой генерации можно объяснить разве что серьёзными перетоками — либо в рамках энергорынка ЕАЭС, либо экспортными поставками. Литва и Польша неоднократно заявляли об отказе покупать энергию Белорусской АЭС. Это их принципиальная позиция, однако касается она только атомной станции. От возможности покупки энергии не отказывались, по крайней мере этого не звучало открыто.