В Беларуси продолжают готовиться к грядущему изменению стоимости российской нефти для своих НПЗ из-за налогового манёвра. Так, «Белнефтехим» уже анонсировал привязку внутренних цен на топливо к ценам на нефть. Однако разница эта не так велика, как многие склонны думать. Так, по оценке экспертов, эффект выравнивания цены с мировым рынком приведёт к подорожанию сырья для НПЗ в среднем на 4 % в будущем году.

Между тем по завершении реформы российские и белорусские НПЗ окажутся в неравных условиях: «В 2024 году у нас будет обнулена экспортная пошлина и вся нагрузка перейдёт на налог на добычу полезных ископаемых. Это приведёт к тому, что все НПЗ, и российские, и белорусские, будут покупать нефть по мировой цене... Но для российской переработки предполагается отрицательная акциза: их, по сути, будут субсидировать, чтобы дорогая нефть не вылилась в дорогой бензин на внутреннем рынке. Для Беларуси, соответственно, такой опции пока не предусмотрено», — поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.  

Отсюда возникают 2 вопроса:

  1. Насколько такой механизм поддержки российских производителей отвечает логике союзного законодательства, а также законодательства ЕАЭС?
  2. Как это будет сочетаться с общим рынком энергоресурсов в рамках того же ЕАЭС?

Пока оба они без ответа. 


Впрочем, Юшков не исключает, что стороны найдут способ компенсировать манёвр. Например, через цену газа. Напомним, что и мы ранее указывали на такую возможность. Не исключено даже, что как раз это и будут обсуждать вице-премьеры РФ и РБ, ответственные за топливно-энергетический комплекс во время большой встречи представителей России и Беларуси 21 сентября. 

Непростая перспектива уже заставила руководство НПЗ задуматься о жизни, а вернее, утвердила в решениях, к которым они уже начали склоняться прежде. Так, генеральный директор концерна «Нафтан» Александр Демидов в интервью «Вестнику Белнефтехима» рассказал, что в таких условиях модернизировать завод в направлении увеличения мощностей по выпуску топлива бессмысленно. Во-первых, продолжают действовать заградительные квоты на экспорт топлива на рынок ЕС. Во-вторых, растёт конкуренция с российскими НПЗ на рынке Украины. Ну и, наконец, манёвр. Разумеется, сменить профиль предприятие не сможет, оно продолжит заниматься нефтепереработкой. Однако номенклатуру продукции расширят, и это будет уже не топливо.


Экспорт Беларуси в РФ растёт, а реэкспорт падает. Такой вывод можно сделать из статистики двусторонней торговли за первые 7 месяцев текущего года. Скажем, экспорт товаров предприятий Минска в РФ вырос почти до 1,5 млрд долларов (+29,8 %). В среднем же по экономике сохраняется прирост экспорта в размере 20 %. Одновременно сократился импорт Беларусью овощей, причём значительно: от 29 до 79 %, в зависимости от товарных позиций. Объяснить одним только хорошим урожаем такие колебания спроса сложно. Скорее всего, стороны договорились о прикрытии схем по реэкспорту овощей и фруктов в Россию. Первый пострадавший тут — наверняка Украина, ведь после закрытия российского рынка у неё возникли сложности со сбытом овощей.