Ещё в начале прошлой недели в Беларуси отчитались о том, что первый этап вакцинации медработников российской вакциной «Спутник V» практически завершён. Согласно информации, озвученной Минздравом республики, вакцину получили 100 % записавшихся в Витебской, Гомельской и Гродненской областях, а также в Минске. В Брестской и Могилёвской областях доля получивших первую дозу вакцины составила 91 % и 94 % соответственно, в Минской — 78 %. «...параллельно будут вакцинироваться работники учреждений образования, интернатов, домов престарелых и социальных служб – все те граждане, которые в силу профессии много контактируют с людьми», — отметили в Минздраве. В эфире телеканала СТВ министр здравоохранения РБ Дмитрий Пиневич сообщил, что в первых числах марта в Беларусь поступит 100 тыс. доз «Спутника V», в конце марта — ещё столько же.  

Тогда же, в конце марта, когда в Беларуси стартует уже и собственное производство российской вакцины, начнётся и массовая вакцинация: привиться сможет любой желающий: «В конце марта мы планируем массовый выход вакцины отечественного производства вместе с нашими российскими коллегами. Тогда мы уже начнём прививать все категории населения (тех, кто изъявит желание и у кого не будет противопоказаний)», — отметил Дмитрий Пиневич. Люди пожилого возраста также смогут вакцинироваться: Минздрав РБ одобрил применение вакцины людям старше 60 лет. 


Что касается производства — вопрос вынесен на уровень ЕЭК: «В ближайшее время должно начаться производство вакцины «Спутник V» в Беларуси. Уже подписан ряд соглашений о взаимодействии в части локализации производства, налажен трансфер соответствующих технологий», — заявили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии. В Казахстане, как известно, такое производство уже началось, в Кыргызстане и Армении, возможно, начнётся. 

Как мы ранее и предполагали, транзит белорусских нефтепродуктов через российские порты стартует уже в марте. Ранее мы уже озвучивали подробности соглашения: 9,8 млн тонн за три года (2,8+3,5+3,5), ежегодное подтверждение объёмов в конце года, перевалка по условиям «бери или плати». В дополнение к этому стало известно, что в 2021-2023 гг. порт Санкт-Петербург перевалит 2,9 млн тонн мазута и 0,96 млн тонн нефтепродуктовых масел. Усть-Луге достанется 4,3 млн тонн бензина и 0,4 млн тонн газойля (Мозырский НПЗ), а также 1,3 млн тонн газойля (Новополоцкий НПЗ). Таким образом, экспортное дизтопливо пока будет идти через Клайпеду, хотя замгендиректора РЖД Алексей Шило выразил готовность обеспечивать перевалку всего объёма светлых нефтепродуктов. 

О скором заключении соглашения стало известно 9 февраля из интервью замминистра иностранных дел РФ Андрея Руденко. В нём он заявил, что на сегодняшний день вопрос транзита НП — уже пройденный этап, а «...на повестке дня — вопрос о перевалке через российские порты калийных удобрений производства Беларуси». 

Позднее стало известно, что подписание соглашения о перевалке НП в российских портах могло быть заключено уже на прошлой неделе, однако было отложено на 15 февраля «...из-за внутригосударственных процедур по подготовке к подписанию. При этом белорусская сторона готова к подписанию соглашения с Россией». 


Напомним, что проблема транзита калийных удобрений через российские порты состоит в том, что имеющиеся мощности (и даже ряд вводимых в эксплуатацию в 2021-2022 гг.) заняты под нужды российских производителей. Кроме того, ещё в 2013 году «Беларуськалий» приобрёл долю 30 % в терминале насыпных грузов (Клайпедский порт) с 10-летней рассрочкой платежа. 

Ещё одним проблемным моментом наверняка станут контракты, заключаемые «Беларуськалием». Мы уже писали о недавнем контракте белорусского производителя с индийскими потребителями (247 долл. за тонну), который был заключён в конце января. Тогда он вызвал критику со стороны компании «Уралкалий»: «С учётом позитивной рыночной конъюнктуры, наблюдающейся во второй половине 2020-го — начале 2021 года, а также продолжающегося роста спроса на хлористый калий на основных рынках потребления в текущем году, «Уралкалий» полагает, что цена подписанного контракта с Индией не соответствует текущим рыночным тенденциям». Канадские производители также раскритиковали соглашение. 


И вот на прошлой неделе стало известно о том, что БКК заключила контракт на ту же стоимость и с китайскими потребителями. 

Россия и Беларусь активно наращивают показатели внешней торговли за счёт экспорта продовольствия. В Беларуси соответствующий показатель в 2020 году достиг 5,8 млрд долл. (+4,3 % к 2019 году). Из них 2,4 млрд долл. (+2,7 %) приходятся на молоко и молочную продукцию, 973 млн долл. (+4,9 %) — на мясо и мясопродукты. В свою очередь российский АПК в прошлом году экспортировал продукции на рекордные 30,4 млрд долл. (+18,6 %). Мясная и молочная продукция в российском экспорте пока не составляет такой внушительной доли, как в белорусском (всего 1,11 млрд долл.). Однако растёт внушительными темпами: +41 % за 2020 год.

Общий же результат является рекордным сразу по двум причинам. Во-первых, это действительно наибольший показатель экспорта как в стоимостном, так и в натуральном (75,5 млн тонн продукции) измерении. Во-вторых, этот показатель превышает показатели импорта продовольствия в РФ, установившиеся в 2018-2019 гг. (29,6 и 29,7 млрд долл. соответственно). Следовательно, впервые в новейшей истории РФ, возможно, вышла в плюс во внешней торговле сельхозсырьём и продуктами питания. 

В наших материалах мы уже указывали на возможность достижения такого результата по итогам 2020 года. И после публикации данных по импорту продовольствиях за 2020 год его можно будет зафиксировать.


Впрочем, мы указывали не только на сам результат, но и на его последствия. РФ не просто выходит на самообеспеченность с/х продукцией, закрывая внутреннюю потребность собственным производством, но и становится крупным экспортёром. Это может сказаться на достижимости уже белорусских планов по наращиванию продовольственного экспорта (6 млрд в 2021 году, 7 млрд — в 2025-м). К тому же наращивать экспорт в РБ намерены в основном за счёт стран ЕАЭС и Китая, то есть направлений, на которые ориентируются и в РФ. При этом российский производитель выигрывает у белорусского как минимум с точки зрения логистики. В свою очередь реализации неоднократно озвученной экспортной формулы «треть-треть-треть» будет мешать политическая ситуация: отношения Беларуси с ЕС сейчас не самые радужные.

«В России нет и не планируется мероприятий по замещению продукции белорусских предприятий. Правительство не собирается тратить деньги российского бюджета на дублирование той продукции, которую нам может поставить братская республика. Мы ещё шире ставим вопрос об использовании производственных возможностей белорусской промышленности по импортозамещению тех позиций, где испытываем определённые трудности», — заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов во время своего визита в Минск в начале февраля. Однако здесь сделан акцент именно на промышленности. Тогда как вопрос замещения продукции с/х по ряду направлений уже более чем актуален. В том смысле, что это замещение уже идёт полным ходом и с ним придётся либо мириться, либо как-то договариваться с российскими производителями о сосуществовании на одних рынках, в том числе на российском. 

На минувшей неделе вокруг БелАЭС продолжили кипеть политические страсти. 9 февраля группа экспертов Европейской комиссии и Европейской группы регулирующих органов в области ядерной безопасности (ENSREG) прибыла на станцию. Эксперты должны были прибыть ещё в декабре прошлого года, однако визит отложили из-за эпидемии COVID-19. Задача экспертов — ознакомиться с результатами стресс-тестов — серии мероприятий по проверке степени безопасности станции, которые проводились ещё в 2016-2018 гг., до её запуска и завершения строительства. А уже 11 февраля Европейский парламент выступил с требованием приостановить запуск БелАЭС, проголосовав за это решение подавляющим большинством голосов. 


Минэнерго РБ в своей реакции на голосование указало как раз на то, что в ЕС не стали ждать даже предварительного отчёта своих же экспертов (зачем их вообще тогда присылать?), а руководствовались, скорее, информационным фоном вокруг строительства и открытия станции. Фоном (добавим уже от нас), созданием которого занималась в основном враждебная станции Литва. 

Уже упомянутое выше интервью Андрея Руденко некоторым образом предвосхитило эту ситуацию: «Наблюдаем попытки наших общих прибалтийских соседей плести интриги вокруг БелАЭС. В их числе и решение о прекращении торговли электроэнергией с Белоруссией после ввода Островецкой станции в строй под надуманным предлогом её несоответствия требованиям безопасности. Ничего, кроме сожаления, такая политизированная линия вызывать не может», — отметил в нём чиновник. 

Впрочем, заседание Европарламента было примечательно не только голосованием. «У нас нет доказательств, подтверждающих, что электроэнергия, продаваемая Россией на балтийский рынок, покупалась бы в Беларуси», — была вынуждена признать еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.

Тем самым еврокомиссар фактически возразила представителям Литвы, где заявили о связи между балансом энергосистемы РБ и поставками электроэнергии на рынок Прибалтики: «...когда белорусская система находится в профиците, а страна экспортирует энергию, импорт в страны Балтии из третьих стран увеличивается. Электроэнергия, поступающая на рынок ЕС через латвийскую торговую площадку, проходит через литовско-белорусские соединения», — заявил глава VERT Ренатас Поцюс. Ещё ранее министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис говорил, что Литва уже заплатила 4 млн евро за энергию, произведённую на БелАЭС, а также оценивал, что в 2021 году эти затраты составят 120 млн евро.