Январь
практически на исходе, а в углеводородной тематике между РФ и РБ просветов не
наблюдается. И мы сейчас не о нефти (о ней чуть ниже), а о газе. И хотя
российско-белорусские отношения в данном случае ни при чём, по Беларуси может
ударить рикошетом.
Речь о транзите газа по газопроводу «Ямал — Европа». 18 мая завершается действие контракта, однако СМИ сообщают, что обсуждение его продления с польской стороной «Газпром» пока не начинал. И может не начать, поскольку из-за сравнительно тёплой зимы, а также запуска «Турецкого потока» европейский газовый рынок сегодня перенасыщен. К тому же «Газпром» совсем недавно продлил транзитный договор с украинским «Нафтогазом» (ещё в конце 2019-го это было неочевидно). Таким образом, мощности «Ямал — Европа» сегодня избыточны.
Это, в свою очередь, негативно скажется на доходах бюджета РБ. Хотя эффект, конечно, не сравним с теми последствиями, которые могла бы понести Украина от утраты транзита. Напомним, «Белтрансгаз» с начала 2010-х находится в собственности «Газпрома». Компания, вероятно, сократит налоговые платежи — неприятно, но не смертельно.
Кстати, в связи с этим особое звучание приобретает пост обозревателя Артёма Шрайбмана в «Телеграме». Шрайбман фантазирует на тему «Как Беларусь поднимет ставки в споре по цене нефти», и одним из ответов обозначена национализация «Белтрансгаза». Фантастика — не совсем наш профиль, однако это был бы выстрел в ногу, ведь в таком случае Беларусь выгадает самый минимум (поставки по «Ямал — Европа» не прекратятся, но сильно сократятся, обеспечивая потребности только самой Польши). А вот отношения между Россией и Беларусью это испортит безвозвратно, не говоря уже о том, что расходы на содержание газопровода лягут на Беларусь.
Спор по углеводородам к концу месяца бросились комментировать агенты влияния, легендированные под аналитические центры. В частности, отметился материалом уже хорошо известный нам ISANS. А представители аналитического центра ECOOM и вовсе выдали тезис о некачественной нефти Urals и её ненужности в принципе: «При сегодняшнем раскладе от Российской Федерации нас её цена уже не волнует, потому что она сопоставима с рыночной ценой мировой. Нам нужно отработать логистику поставок, и мы станем сильнее».
Между тем «логистика поставок» уже давно известна. Судно с 80 тыс. тонн норвежской нефти ещё на прошлой неделе стало на разгрузку в порту Клайпеда.
В итоге тонна нефти обошлась Беларуси в 520 долларов — на 130 долл. за тонну больше, чем стоимость российского сырья. В итоге переплата только за эту партию составила 10,4 млн долл. Если представить, что Беларусь захочет полностью перевести свои НПЗ на норвежское сырьё, то переплата за 18 млн тонн составит уже 2,34 млрд долл, если оставит 40 % российской — 1,4 млрд.
Хотя всё это, конечно, беспредметные расчёты, ведь дело даже не в стоимости, а в том, что загрузку белорусских НПЗ можно обеспечить только нефтепроводами.
А хорошие отношения с ОАЭ, Саудовской Аравией и США, о которых говорит Александр Лукашенко, эту загрузку не обеспечат.