Минск принимал у себя уже не один формат переговоров по украинскому кризису. Это и саммиты, и пятилетняя эпопея трёхсторонней контактной группы ОБСЕ. Сейчас, возможно, появится ещё один формат. В минувший уик-энд в Минске представители ЛДНР встретились с депутатом бундестага.

По итогам встречи участники выступили перед журналистами. Выяснилось, что одним из инициаторов этого формата (пока пробного) стал эмигрант из СССР, который уже почти 30 лет живёт в Германии.


Владимир Сергиенко — писатель, выходец из Львова. В 2014 году был одним из организаторов концерта в Берлине, на котором собирали деньги семьям погибших на Майдане. Фото: «Украина.ру»

«Для меня было нормальным принять участие в таком мероприятии и помочь его организовывать. Но когда от меня требуют выбрать сторону, заплёвывая информацией, и ставят приговор, если я выбор не сделал, — это уже ненормально.

Это не просто раздражает. Вдогонку начинается общественная или медийная травля. Мой выбор — мир, а не война до победного конца. Срочно мир. Гуманитарные коридоры. Стол для разговора, вокруг которого есть место для всех. Вначале остановиться — остановить смерть, остановить ненависть. Если не остановить, то заморозить», — заявлял Сергиенко около пяти лет назад в интервью еженедельнику «Русская Германия».

Сейчас Сергиенко способствовал тому, чтобы заместитель председателя Комитета по здравоохранению парламента Германии, член ПАСЕ Ульрих Оэмэ встретился с представителями ЛДНР в Минске. Встреча была согласована с его фракцией.

Оэмэ на брифинге в Минске заявил, что ещё полгода назад начал работать над тем, чтобы голос Донбасса услышали в Совете Европы, чтобы непризнанные республики смогли изложить свою позицию. Депутат также напомнил о большом количестве гражданских жертв в зоне конфликта: уже более трёх тысяч человек.

«Поэтому я взял инициативу в свои руки. Мне становилось всё более понятно, что в переговорах "нормандской четвёрки" отсутствует очень важный участник — районы Донецкой и Луганской областей», поделился немецкий парламентарий.

Действительно, в международных организациях и на важных площадках информацию о положении дел на Украине, как правило, представляет официальный Киев. Вроде бы логично. Но республики, признанные они или нет, по факту существуют. У них де-факто есть свои органы власти, а значит и своя точка зрения на происходящее. В конце концов, в контактную группу ОБСЕ они допущены, да и подписание Минских соглашений без них не обошлось.

В Минске немецкая сторона провела неформальный разговор. Ульрих Оэмэ проинформировал о нём посла Украины в Германии и не скрывает, что намерен выслушать и украинскую сторону, после чего информировать немецкие госорганы о ходе диалога в новом формате. Естественно, депутат хочет добиться в ПАСЕ официального статуса для переговорной инициативы.

 

Брифинг в Минске. Фото: СОНАР-2050

Члена ПАСЕ на данный момент никто не уполномочивал на официальные переговоры. Это раздосадовало часть минских журналистов, которые в воскресенье вечером бросили всё ради брифинга. Раз уже потеряли последние часы отдыха перед трудовым понедельником, то хотелось бы важных новостей. Хотя, с другой стороны, репортёры уже немало времени потратили впустую, когда дело касалось темы украинских переговоров. Не один холодный вечер под дождём провели они под воротами дипломатического особняка в минском переулке Войсковом и убили немало времени в холле «Президент-отеля», ожидая (порой посменно) брифинги контактной группы.

 

Тот самый особняк в Войсковом, где проходила часть переговоров по Украине. Фото: «Sputnik Беларусь»

Но в данном случае важнее даже не официальность или неофициальность участников встречи. Важно, что ЛДНР получили возможность формировать новый канал передачи информации для СМИ и ряда политиков Европы.

Глава МИД непризнанной ДНР Наталья Никонорова начала брифинг с благодарности Владимиру Сергиенко. По её словам, встреча в Минске состоялась именно благодаря ему. Никонорова вновь подняла тему донесения информации: конфликт длится пять лет, а международные организации получают официальную информацию от Киева.

Сам Владимир Сергиенко поблагодарил СМИ за то, что пришли на брифинг в воскресенье. Он считает, что в Европе есть «информационный перекос» по теме конфликта на Украине. Именно этот перекос он и хочет восполнить. Для этого, по его мнению, нужно «вычеркнуть посредников», которые неверно — в искажённом виде — доносят информацию, в том числе для европейских политиков. На уточняющий вопрос о том, кто же эти посредники, он сказал, что это западные СМИ и «весь мейнстрим информационного поля». Топовые медиа. Называть их, по его словам, бессмысленно, т. к. это ничего не изменит.

«Трактовка событий мейнстримовскими СМИ сильно искажена. Борьба за информационное поле идёт не на шутку», — заявил Сергиенко.

Как отметил писатель, ту информацию, которую депутат Оэмэ получил на встрече, он до этого узнавал, но не из медиа, а из альтернативных источников.

Главный по внешней политике в ЛНР Владислав Дейнего, не первый год участвующий в минских переговорах по линии ОБСЕ, тоже подтвердил, что важность нового формата именно в донесении своего видения до ряда политиков и международных организаций.

Дипломатический советник главы ЛНР Родион Мирошник обратил внимание, что встреча проходит после очередного саммита «нормандской четвёрки».

«Мы считаем крайне важным, чтобы не было монополии на предоставление информации», — практически повторил за своими коллегами Мирошник.

Он надеется, что можно будет расширять контакты с европейскими депутатами и представителями различных международных и официальных структур. То есть республики, скорее всего, не надеясь на признание себя как государств, надеются на признание себя как территорий, которые имеют право сказать что-то вслух.

«Мы сейчас находимся в странной ситуации, потому что есть целый ряд заявлений украинских политиков и представителей, где не видны переговоры с представителями республик. По факту они есть, а в заявлениях украинских представителей их нет», — констатировал Мирошник.

Пусть информация о позиции ЛДНР доходит до других через европейских депутатов. Представителя ЛНР такой вариант устраивает.

Брифинг примерно через 10 минут перерос практически в полноценную пресс-конференцию. Отвечая на вопросы СМИ, Мирошник признался, что для «немецкой» встречи рассматривали несколько мест, но в итоге выбрали Минск. Всё-таки белорусская площадка доказала свою безальтернативность: безопасно, у всех есть равный доступ к месту, власти только способствуют встречам. Дальнейшие переговоры, как ожидает Мирошник, могут быть «и у нас, и в каких-то европейских городах».

Медиа не могли не спросить о том, как выполняются ранее достигнутые договорённости, в том числе по пленным. Владислав Дейнего подтвердил, что эти и другие темы постоянно обсуждаются на встречах контактной группы. Но, по его словам, Украина пока затягивает и саботирует процесс обмена. Представитель ЛНР всё же надеется на конструктив. Одна из надежд  новый президент Украины. Хотя и тут есть сомнения. Дейнего сделал акцент на манипуляциях, которые присутствуют в украинском информационном пространстве. Но тем не менее есть итоговый документ недавнего «нормандского» саммита.

Сейчас важно, как будет идти работа по «особому статусу» территорий Луганской и Донецкой областей. Республики, естественно, не хотят, чтобы изменения в Конституцию принимались без согласования с ними. «Немецкий» формат может стать для них новым рычагом влияния на Киев.

Никонорова напомнила, в свою очередь, что после первого крупного обмена пленными в 2017 году Киев пообещал выработать механизм «процессуальной очистки и подготовки лиц, подлежащих обмену», чтобы восстановить их в гражданских правах. Но пока эти обязательства не выполняются. Нет и конкретной информации, как Украина будет готовить «лиц» к обмену. Республики возлагают надежду на очередную встречу контактной группы 18 декабря.

Белорусские журналисты задали и вопрос о возможной миротворческой миссии. Дейнего достаточно негативно отозвался о подобном варианте. По словам представителя ЛНР, «некая миссия» будет пытаться принудительно разрешать конфликт. Опять же без учёта мнения республик. К тому же сейчас Киев предлагает такие варианты, когда миссия фактически заблокирует границу с Россией. Но уже есть блокада во многих сферах с украинской стороны. Будет полная изоляция отдельных районов Луганской и Донецкой областей.

Никонорова заявила следующее: «Украина уже давно пытается втянуть во внутренний конфликт третьих участников. Никакая миротворческая миссия не приведёт к миру. К миру может привести только реальная политическая воля Киева прекратить конфликт. Для этого есть и придуманы уже все инструменты».

Это, похоже, один из основных тезисов республик.

Естественно, представители Донбасса поблагодарили Минск за площадку. Они уточнили, что, конечно, уведомили МИД Беларуси о «немецкой» встрече. Помощи в её организации не просили, но очень признательны за лояльность белорусских властей по вопросу переговоров. Посмотрим, как продолжится эта история. Важно, конечно, как отреагирует Киев и станет ли Минск основным местом для «немецкого» формата.

Пока остаётся ждать и читать отчёты специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Кстати, Наталья Никонорова заявила журналистам, что у миссии есть возможность мониторить линию соприкосновения не только днём, но и 24 часа в сутки, 7 дней в неделю с помощью технических средств. Представительнице ДНР хотелось бы большей объективности в отчётах ОБСЕ: «Очень часто мы видим довольно размытые формулировки в этих отчётах. Хотелось бы большей чёткости, которая привела бы к соответствующим мерам реагирования».

Дейнего добавил, что ключевым является ответственность за нарушение режима прекращения огня. До тех пор, пока не будет работающего механизма, не будет и возможности эффективного использования данных мониторинга ОБСЕ.

А пока остаётся ждать возможной встречи Оэмэ с украинской стороной и январской сессии ПАСЕ. На ней немец предложит резолюцию по новому формату переговоров.