The National Interest публикует материал американского учёного и преподавателя Роберта Фарли, в котором тот называет 5 государств, где существует риск конфликта в будущем году, но конфликта такого рода, что может перерасти в Третью мировую войну. Громкий термин тут скорее для большей публицистичности и читаемости (хотелось бы в это верить), однако в любом случае автор имеет в виду риск крупных конфликтов с возможностью применения военной силы и множеством участвующих сторон.

Весьма показательно, что 3 из 5 названных проблем граничат с РФ или расположены в непосредственной близости от неё: КНДР, Украина, Турция. Вряд ли это можно считать обычным совпадением. Следует отметить также, что одновременно зона конфликта охватит либо будет находиться в непосредственной близости от двух крупнейших экономических и инфраструктурных проектов РФ: «Турецкого потока» и «Силы Сибири», создавая для них немалые риски.

Вернее, даже трёх. В случае Турции следует также держать в уме ещё и строительство АЭС «Аккую». 

Пример такого «совпадения» можно вот уже несколько лет наблюдать на Украине: даже малейшая угроза ухода страны с пути контролируемой архаизации («Восточное партнёрство») вызвала немедленную реакцию: Евромайдан и последовавшая за ним гражданская война. В отношении Турции, видимо, первой такой попыткой следует считать неудачный военный переворот (июль 2016 года).

Если же говорим о Турции, то всегда нелишне напомнить, что это едва ли не первый случай резкого изменения внешней политики государства, входящего в контур безопасности объединённого Запада, и члена НАТО с момента возникновения организации. И любопытно в этом сближении то обстоятельство, что Турцию словно нарочно делают союзником Москвы. Кроме уже упомянутой попытки переворота, следует вспомнить скандал, учинённый США после заявления президента Турции Реджепа Эрдогана о намерении купить российские ЗРС С-400, а также признание Иерусалима столицей Израиля. Возможно, о союзничестве говорить рановато, однако буквально за год-полтора у России появилось множество общих точек соприкосновения с этой страной.

Не в последнюю очередь в экономике: если в страны дальнего зарубежья «Газпром» в уходящем году нарастил экспорт на 8,3%, то в Турцию — сразу на 18,8% (до 27,6 млрд кубометров). Этот результат достигнут за 11,5 месяца, но он уже превышает исторический максимум экспорта газа в Турцию, установленный в 2014 году (27,3 млрд кубометров).

Председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер не просто вторит этим мыслям, но прямо предупреждает: «С геостратегической точки зрения, сложившаяся ситуация опаснее, чем когда-либо со времён распада Советского Союза».

Мюнхенская конференция по безопасности — форум, дискуссионная площадка для обсуждения вопросов военных угроз, безопасности, обороны. Проводится ежегодно, начиная с 1963 года, до 1993 года была известна как «Конференция по военным вопросам». С конца 1990-х финансируется правительством Германии. Именно на Мюнхенской конференции Владимир Путин в 2007 году произнёс знаменитую Мюнхенскую речь.

По его мнению, глобальное противостояние между военными силами США и РФ в различных регионах планеты достигло того предела, когда можно «считать везением то, что до сих пор не произошло обостряющего ситуацию столкновения между американскими и российскими кораблями или самолётами». Наверняка Вольфганг Ишингер имел в виду в том числе периодически звучащие от представителей США угрозы атаковать российские самолёты в случае их вторжения на территории, над которыми США объявили бесполётные зоны.

Кажется, прогноз получается слишком мрачным? Тогда нужно просто навести фокус. На самом деле, ничего критичного пока не прозвучало. Это обычные отношения и риторика США в отношении державы, с которой она не состоит в дружественных/партнёрских отношениях и которую одновременно признаёт самостоятельной силой, в т. ч. военной. Точно так же корабли и самолёты США противостоят ВМС и ВВС Китая в Южно-Китайском море, а дипломаты обеих стран упражняются в красноречии на тему того, кто и как далеко должен убрать свои военные силы. В особенности после того, как КНР начала строить военную базу вблизи спорного острова Спратли на искусственно намытой территории.


Что всё это означает для Беларуси? Последствия не так уж новы — усиление вооружённых сил, стоящих у её границ. Даже небольшая Литва до 2021 года получит 88 новых бронетранспортёров из Германии на сумму 385 млн евро.

Роберт Фарли, с которого мы начали свой обзор, совершенно зря не включил в свой перечень Сирию, где, как выясняется, США продолжают комплектовать отряды боевиков. Об этом заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации Франц Клинцевич, указав, что время для США остановилось. Ведь то же самое американцы делали в Афганистане уже почти 40 лет назад. Причина, по мнению Клинцевича, банальна, на неё уже неоднократно указывали: роль политика в определении внешнего и внутреннего курса США невелика, а инерция часто непреодолима. Дональд «Я обо всём договорюсь с мистером Путиным» Трамп против этой инерции бессилен. Его хватает максимум на то, чтобы передавать российским спецслужбам информацию о подготовке терактов в России.


Любопытное заявление прозвучало на днях от экс-главы службы британской внешней разведки МИ-6 (2009–2014) Джона Сойерса: «Не уверен, что я полностью соглашусь с тем, что мы имеем самое большое влияние в Европейском союзе в вопросе о санкциях против России, потому что мы находились вне основного процесса разработки политики по отношению к Украине, что и было причиной применения санкций». Британские политики, а уж тем более шпионы, имеют давние традиции казуистических формулировок. Однако если мы верно поняли слова Джона Сойерса, он хотел сказать примерно следующее: «К курсу политики ЕС в отношении Украины, а также к выработке санкций в отношении РФ мы (Британия) отношения практически не имели». Кто же тогда имел, если даже самый ближайший партнёр США в Европе ни при чём? Вопрос риторический. Общеизвестно, что влияние Германии (на неё и на Францию кивает Сойерс) в ЕС ограничивается исключительно экономикой. Во внешней же политике Германия гораздо менее самостоятельна. 

В свою очередь, эта фраза может служить тонким намёком России на процесс «Брексита». Мол, санкции были не нашим решением, вскоре мы и вовсе выходим из ЕС, может, давайте подумаем над возможностью их отмены?

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, возглавляющий также Парламентское собрание Союзного государства, призвал активизировать сближение законодательств двух стран: «Необходимо... отрабатывать вопросы прав наших граждан, необходима гармонизация законодательства, потому что у нас с вами в отношении граждан, допустим, Российской Федерации действуют одни нормы, а в республике Беларусь другие, а также наоборот», — заявил он в ходе тематических слушаний на очередной сессии ПС СГ. Необходимость такого сближения, что называется, перезрела: начиная от возможности гражданину РФ в РБ и гражданину РБ в РФ пользоваться системами здравоохранения и образования (хорошо бы достичь хоть какого-то единообразия) и заканчивая визовыми вопросами и пересечением российско-белорусской границы гражданами третьих стран.

Возможно, частично проблема объясняется небольшим размером совместного бюджета (6,93 млрд российских рублей; принят на упомянутой сессии).