Декабрь начался для белорусских энергетиков с не слишком приятной новости: Украина приостановила импорт электроэнергии из РБ. В качестве причин назывались высокая стоимость и отсутствие дефицита генерирующих мощностей на Украине. «Сейчас цена на электроэнергию рекордно упала на Украине. Стало невыгодно импортировать электроэнергию из Беларуси, потому что сейчас она там дороже, чем на Украине… в случае дефицита на территории Украины мы готовы покупать у них электроэнергию. Вопрос в том, будет ли дефицит на территории Украины». Значит ли это, что так неожиданно открывшийся рынок сбыта (в прежние годы всё было наоборот: Беларусь импортировала электроэнергию из Украины) закрывается? Или же продажи будут спорадическими, от случая к случаю? Давайте разбираться.

Прежде всего отметим, что в январе — сентябре этого года Беларусь экспортировала 1,51 млрд кВт·ч электроэнергии (+94,2 % к аналогичному периоду прошлого года). И до 2 млрд кВт·ч, как ранее ожидали чиновники, этот показатель, скорее всего, дорастёт, ведь нам ещё неизвестно, сколько электроэнергии импортировала Украина в ноябре. Закупки же в октябре составили 601 млн кВт·ч, правда, географической структуры импорта пока нет. Кроме того, сами украинские чиновники утверждают, что импорт из РБ в этом году может достигнуть 2,1 млрд кВт·ч. 


Что касается высокой стоимости, то это вопрос сравнения. Ноябрь на Украине был сравнительно тёплым, из-за чего в ОЭС возник профицит мощности примерно в 2 ГВт (оценка директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича). Из-за этого в резерв пришлось даже вывести один из блоков Хмельницкой АЭС, а городские ТЭЦ топили не слишком активно, что также сказалось на выработке электроэнергии. Однако Украина всё равно нуждалась в электроэнергии для компенсации суточного колебания мощности, и белорусская электроэнергия была дешевле собственных маневровых мощностей. 

В декабре значительно похолодало, ТЭЦ запустили котлы, а блок ХАЭС вывели из резерва. Тем самым Украина нарастила выработку собственной недорогой электроэнергии (которую прежде было бы некуда девать). И только поэтому белорусская электроэнергия стала «дорогой». 

Между тем уже известен примерный объём, который Украина собирается закупить у внешних поставщиков в 2020 году. Согласно прогнозному балансу Минэнерго, речь идёт о 4,14 млрд кВт·ч, т. е. в 2,8 раза больше, чем в 2019-м. 

Эту цифру не следует рассматривать как потолок. Прогноз на 2019 год — 1,49 млрд кВт·ч, т. е. меньше, чем поставки из Беларуси за 9 месяцев. Плюс что-то поставляла Россия, плюс 0,6 млрд кВт·ч в октябре и пока неизвестная сумма в ноябре. Точно так же и в будущем году 4 млрд кВт·ч могут превратиться в 5–6. 

Но надеяться белорусским энергетикам можно не только на прогнозный баланс. В начале декабря на Украине приняты поправки к закону «О рынке электрической энергии». Их официальная цель — исполнение предвыборных обещаний Владимира Зеленского по снижению коммунальных тарифов. Как раз за счёт увеличения импорта на Украине хотят несколько снизить оптовую стоимость электроэнергии, что, в свою очередь, приведёт к снижению тех тарифов, где велика составляющая электроэнергии. 


Собственно, как раз поэтому доля импорта в балансе в следующем году увеличена. 

Наконец, в конце ноября представители белорусского и украинского министерств электроэнергии встречались и прорабатывали вопрос строительства новых линий электропередач. «Речь шла о линии между украинской Ровенской областью и белорусской Брестской. Обсуждался и вопрос строительства вставок постоянного тока на существующих ВЛ 330 кВ между ОЭС Беларуси и ОЭС Украины: Мозырь — Чернобыльская АЭС, Гомель — Чернигов», — сообщает hromadske.ua со ссылкой на свои источники в Минэнерго Украины. Это задел на далёкое будущее, поскольку действующих ЛЭП для анонсированного импорта 4 млрд кВт·ч вполне хватило бы. Следовательно, есть основания рассчитывать на то, что в 2021-м и последующих годах Украина нарастит импорт ещё больше. 

Таким образом, прекращение поставок электроэнергии из Беларуси на Украину — явление временное.