Никогда такого быть не может, чтобы спорт был вне политики. Если мы исходим из того, что политика — это деятельность в том числе и по осознанию обществом самого себя, то тогда спорт — это разновидность культурного самоосознания. В этом плане он, конечно, является частью большой политики, и так было всегда, начиная с Олимпийских игр в Древней Греции.

Но это очень специфическая её часть. Это возможность снять конфликты и противоречия абсолютно мирным, честным и привлекательным образом. Можно говорить, что спорт — культурный феномен, который позволяет примирять и снимать в том числе и непримиримые противоречия.

Нынешний чемпионат мира по футболу, по сути, поставил под угрозу ту информационную войну, которая велась против России последние несколько лет. Огромное количество приехавших болельщиков обнаруживает разительные расхождения между теми стереотипами, которые культивировались их СМИ, и тем, что они увидели. Начиная с того, что английские болельщики удивляются, что им никто не собирается бить лицо, и напротив, им рады, как и иным гостям, хотя их пугали очень агрессивным приёмом. Или когда поляков встречают весьма радушно, тогда как их ожидания были противоположными.

Поколеблены и более серьёзные стереотипы и предубеждения. По сути, чемпионат мира поставил вопрос релевантности всех стереотипов, которые в течение последних 3–4 лет транслировались в отношении России. В результате под вопросом оказывается доверие к тем СМИ, которые эти стереотипы тиражировали.

После развала этой информационной войны нас, конечно, ждут некие прорывы. Например, мы видим, какая паника возникает у ряда политиков относительно анонсированной встречи Путина и Трампа. Когда польский политик, например, называет Трампа «наш президент» и очень беспокоится, чтобы тот «не попал под обаяние Путина». Получается, как в той поговорке: хвост боится потерять контроль над собакой? Понятно, что куда больше остальных беспокоятся рядовые информационной войны, они же не предусматривали возможности манёвра и теперь резонно боятся, что при политическом повороте их попросту сбросят как больше не нужный балласт. Ведь они сделали очень понятные ставки на то, что линия вашингтонской партии будет неизменной, и в ситуации, когда возникает манёвр, они оказываются в числе проигравших, потому что играли без оглядки и не планировали никаких путей отступления.