Не так давно Александр Лукашенко жёстко раскритиковал правительство после посещения предприятий в крупном железнодорожном узле Беларуси — городе Орша. У белорусских властей большие планы на это место. Хотят сделать крупный логистический узел, завязанный не только на Беларусь, но и на Россию. Там планируют принимать грузы, в том числе из Китая.

Так вот именно в Орше и прошло резонансное совещание, где Лукашенко заговорил о глобальной кадровой смене. Одни говорили, что это блеф, другие — истерика. Президент никого не поменяет. Ну сменит пару министров… Хотя были и те, кто ждал: будут большие кадровые перестановки. И дождались.

Действительно, сначала были уволены только министры строительства и промышленности. Потом пауза. И внезапно в выходной день вся страна узнаёт, что постов лишилась вся верхушка: премьер и вице-премьеры, а также ещё несколько министров. Не тронули силовиков, что, кстати, многие предсказывали. В гражданскую сферу направили нового силовика: из киберспецслужбы под названием «Оперативно-аналитический центр» на пост главы Минсвязи перевели Константина Шульгана.

Кресло председателя в правительстве занял вроде как тоже силовик. Но по большому счёту он потомственный финансист Сергей Румас. Его отец тоже когда-то работал в белорусском правительстве — замминистра финансов. Так сложилась судьба, что сын, начав было военную карьеру в Советской армии, очень быстро тоже пришёл в сферу «гражданских финансов». Кстати, в армии он тоже был начфином. Для этого окончил профильный военно-финансовый вуз в Ярославле. Но начало военной карьеры выпало на распад СССР. Скорее всего, поэтому будущий премьер и прервал её, вернувшись с другого конца бывшего Союза в Беларусь. Работал в Нацбанке и в коммерческих банках. К 2005 году дошёл до председателя правления «Белагропромбанка». Это один из самых крупных банков страны, более 91 % в нём принадлежит Госкомимуществу, то бишь государству. Через «Белгосстрах» власти имеют в банке ещё 5,3 %. Управлять таким крупным госактивом кому попало не доверят.

Александр Лукашенко так сказал о Румасе: «Некоторые говорят, что Лукашенко сейчас назначит близких к себе. Слушайте, я до президентства Сергея Николаевича (Румаса) вообще не знал. Знал его отца. Молодец, крепкий был человек. И внимательно к нему (Сергею Румасу) присматривался, несколько раз ему говорил своё мнение о его отце». Это цитата госагентства БЕЛТА.

Президент знает Румаса в деле не только по работе в банках. В 2010 году финансист был назначен вице-премьером. Для журналистов на этом посту он запомнился, по моим личным ощущениям, как довольно открытый чиновник. Когда мы ловили его для комментария в парламенте, он даже пару раз подсказывал темы для новостных заметок не совсем по своей теме. Примерно через полтора года Румас из правительства ушёл в новую структуру — Банк развития. По сути это не банк, а специальный госфонд. Организация довольно серьёзная, оперирует большими деньгами, в том числе привлечёнными из международных финансовых институтов. Фонд стоит также за гигантом белорусского лизингового рынка — компанией «Промагролизинг». Банку развития доверили и семейный капитал — аналог российского материнского капитала. По этой программе фонд получил право оперировать суммой, которая уже дошла до отметки более 0,5 млрд долларов. Для Беларуси это действительно много.

Когда Румас уходил руководить этой новой финансовой структурой, высшее руководство открыто заявляло, что это потеря для правительства. Банкиру, скорее всего впервые в истории Беларуси, оставили особые полномочия вице-премьера по контактам с ЕЭК и другими интеграционными структурами.

Можно ещё долго анализировать личность и карьеру Румаса, рассказать о его работе в качестве главы национальной федерации футбола… Если резюмировать, то можно утверждать: человек он разносторонний, разбирающийся в экономике, а особенно в финансах. На него сейчас, конечно, большая надежда. Нужно, например, что-то делать с огромным числом проблемных предприятий, которые на грани закрытия. Нужно сохранить тенденцию к укреплению курса белорусского рубля. Народ уже почувствовал, что родную валюту «колбасит» не так, как российскую. Конечно, всем хочется, чтоб так было и впредь.

Румас не просто финансист, а достаточно дисциплинированный финансист. Это не удивительно для того, кто начинал начфином в армии. С другой стороны, далеко не «солдафон». Скорее, наоборот.  

Вместе с ним пришла новая команда вице-премьеров. Остановлю внимание на первом вице-премьере Александре Турчине. На этом посту, кстати, он сменил коллегу Румаса — банкира Василия Матюшевского. Турчин ранее был немного в тени. Руководил Аппаратом Совмина. Публике стал широко известен осенью 2017-го, когда власти стали строить особые отношения с бизнесом. Тот курс был назван либерализацией. Турчин возглавил специально созданный Совет по предпринимательству. В него вошли знаковые фигуры белорусского бизнеса: от главы крупной компании-ретейлера до высокооплачиваемого юриста, который курировал историческую сделку белорусских айтишников с Google. Можно предположить, что его приход в правительство — это особое внимание к частному бизнесу в обозримом будущем.

Пару слов и о новом вице-премьере Игоре Петришенко. Он тоже имеет небольшой военный бэкграунд, но уже много лет на гражданских должностях. Он будет курировать социальную сферу. Но не только. Петришенко, скорее всего, будет и одним из коммуникаторов с Россией, ведь за плечами не один год службы в ранге белорусского посла в Москве. А до этого он был советником в этом же посольстве, курировал контакты с Россией в МИД. Был первым заместителем министра иностранных дел. Участвовал в создании Таможенного союза. В общем, для союзной интеграции — фигура знаковая.