Обозревателя издания Stern обеспокоила программа модернизации Россией своих линкоров. Долгое время линкоры считались устаревшим типом кораблей, который беззащитен перед авианосцами (как мы помним, авианосная ударная группа — основное тактическое соединение флота США, и таких групп у американцев целых 11). Однако и на них, как оказалось, можно найти управу. В линкоры «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий» вкладывают серьёзные средства — по 1,7 млрд долл. в каждое судно. За эти средства каждый из кораблей станет своего рода плавучей  крепостью с корабельной ЗРС С-500 (следующее поколение зенитно-ракетных систем, его ещё даже нет на вооружении) и ракетами «Калибр», известными по участию в сирийской операции.


Такой же планируют ставить на ТАКР (авианесущий крейсер) «Шторм», если он всё-таки будет построен.

Однако С-500 — это вспомогательное средство, способ избавиться от вражеской авиации. «Калибр» тоже на вторых ролях. Главной ударной силой каждого линкора станут пусковые установки для 174 ракет «Циркон» 3М22, об успешных испытаниях которых было заявлено в 2017 году.

И вот как раз «Циркон», по мнению автора Stern, может уравновесить отсутствие у России соединений, аналогичных американским АУГ. По крайней мере до тех пор, пока у американских авианосцев не появятся системы ПРО, способные противостоять гиперзвуковым ракетам. Подробнее о российских и китайских наработках в этой сфере читайте в материале Алексея Анпилогова.

Но с помощью флота можно воевать не только на морях, но и в медиасфере, чем и занимается Польша. В ближайшее время её флот должен пополниться пятью новыми военными кораблями. Известны названия трёх из них: «Львов», «Вильнюс», «Тернополь», что вряд ли слишком обрадует руководство Украины и Литвы. К слову, это не первый подобный шаг Польши. Ранее там планировали выпустить загранпаспорта, дизайн которых включал бы изображения различных памятных для Польши мест, в т. ч. «Мемориала орлят» во Львове, а также Острой брамы Вильнюса.

«Орлята» — участники боёв против войск Западно-Украинской народной республики (1918-1919) и против большевиков (1920). Погибшие поляки были похоронены на Лычаковском кладбище во Львове.

Кстати, о Сирии, раз уж упомянули «Калибры». Президент Турции Реджеп Эрдоган крайне резко высказался в отношении планов международной коалиции под руководством США в Сирии создать т. н. «пограничные силы безопасности». После того как в ноябре прошлого года во время учений НАТО портреты Эрдогана, а также Кемаля Ататюрка использовались в качестве мишеней, президент Турции взял за привычку не сдерживаться в выражениях. А поэтому пограничные силы безопасности он сходу назвал террористической армией. «Наш долг — в ответ пресечь на корню эту террористическую армию», если цитировать дословно. Причиной такой реакции, вероятно, стало предположение о том, что упомянутые силы безопасности будут комплектовать из отрядов Сирийских демократических сил, которые, в свою очередь, состоят в основном из курдских отрядов народной самообороны PYD/YPG. Видимо, в Турции считают, что, поддерживая курдов, США таким образом стремится создать действенный рычаг влияния на Турцию.

Тем временем в Беларуси изучают возможность создания в Сирии сборочного производства грузовых автомобилей МАЗ, за которыми могут последовать аналогичные производства по сборке тракторов, автобусов и электроприборов. Видимо, это формат, в котором в восстановление Сирии планирует включиться Беларусь.

1,4–1,8% — такие предварительные данные по росту ВВП России в минувшем году. Это меньше, чем ожидали в правительстве (2,1%), и больше, чем можно было бы ждать от экономики, учитывая режим санкций. Ещё большим контрастом на этом фоне можно считать рост золотовалютных резервов (+14,6%, до 432,7 млрд долларов).

В Минэнерго рассматривают программу обновления тепловой энергетики РФ стоимостью 1 трлн рублей. Сумма внушительная, однако лишь до тех пор, пока не узнаешь, что до 2035 года в России необходимо обновить 76 ГВт мощностей. Предположительно, программа стартует в 2022 году.


В Минэнерго Украины неоднократно заявляли о том, что 2018 год станет поворотным для украинской энергетики. В 2019 году планируется полностью отказаться от использования антрацита в тепловой генерации, а значит, за 2018 год мощности ряда ТЭС Украины должны пройти соответствующую модернизацию. В таком случае сложно объяснить, для чего в правительстве отменили санкции в отношении компании «Южтранс» — крупнейшего поставщика антрацита Украине. Запрет на поставку антрацита этой компании был наложен в 2017 году после того, как на Украине ей выдвинули обвинения в реэкспорте угля, добываемого на неподконтрольных Украине территориях.

Видимо, на Украине опасаются холодных января и февраля и не уверены, что смогут свести энергобаланс без блоков антрацитовых ТЭС.

Рост количества рабочих мест в Беларуси, как оказалось, имеет ещё одну причину: постепенно снижается интерес украинских трудовых мигрантов к Беларуси. В прошлом году их количество составляло около 4,5 тыс. человек, тогда как в прежние годы доходило до 18 тысяч. Причиной, видимо, стала массовая миграция на заработки в Польшу и безвизовый статус Украины с ЕС.