Так получилось, что весна и лето 2017-го стали для меня самыми сельскохозяйственными в жизни. Помотался по разным хозяйствам. И передовым, и отстающим. Была и очередная выставка «Белагро». А это хорошая возможность пообщаться с фермерами и производителями сельхозтехники в кулуарах.

Итак, лейтмотив один. Россия делает успехи. Если раньше многие российские торговые сети бежали закупать у белорусов продукты питания, то сейчас, например, птицу поставляют местные производители. Я в этом убедился, внимательно изучив ассортимент магазинов в Санкт-Петербурге этим летом. Не был в городе на Неве всего полгода, а уже такие изменения. В холодильниках больше нет белорусской птицы. Курочка вся сплошь отечественная. В основном, от «Мираторга».

Один бывалый топ-менеджер белорусского колхоза признался мне, что не просто так несколько лет отсутствовал в родных краях. Уезжал на заработки. Но не на нефтяные промыслы, а на российскую ферму, где держат мясное коровье стадо в 25 тысяч голов. Для Беларуси цифра очень даже солидная. Аграрный топ-менеджер работал там зоотехником, перенял немало технологий и денег заработал. Уже почти год, как вернулся, а до сих пор под впечатлением...

На «Белагро» в кулуарах, а точнее в проходах между начищенными до блеска комбайнами и тракторами, представители белорусской агрофирмы рассказывали мне, что будто «Мираторг» добился вырубки леса в Смоленской области, чтобы создать ещё одно мясное супер-стадо.

Да. По говядине, глядишь, и опередят белорусов россияне. Но пока есть резервы для борьбы. В Минской области уже несколько лет в районе деревни Першаи практикуют выращивание коров и бычков абердин-ангусской породы. Эти бурёнки живут почти круглый год в поле. Спят на соломе. Только в очень лютый мороз согласятся пойти в какое-то помещение. А мясо у них экстра-класса. Если выращивать в специальном стойле с особым режимом, получится даже мраморное мясо. Но пока стадо не очень большое, да и мрамор делать невыгодно.

Суть проблемы в недоработках нормативно-правовой базы. Как я понимаю, новые документы уже готовят, и недостатки исправят. Однако сейчас мясо от хорошей мясной породы сдаётся на переработку по той же схеме, что и мясо от молочной коровы, которую доили несколько лет, а потом пустили в расход. Проще говоря, у хозяйства нет интереса заниматься этими мясными породами, которые не очень-то распространены в Беларуси.

За то хорошо развита система МТФ – молочно-товарных ферм. Действительно, молочка по большей части у нас хорошего качества. Не зря её так неохотно пускают в Балтию. Местные фермеры не хотят конкуренции с такими брендами, как «Савушкин».

А кроме этой марки в агропроме есть и много других: «Снов», «Дзержинский» ... Основной рынок для всех – это пока Россия, что является одним из важных интеграционных звеньев. Вытеснение же белорусов с рынка будет иметь не только экономические последствия для Союзного государства, но и политические. Некоторые селяне уже хмурятся. Как это так. Столько лет брали наше, а теперь не по вкусу? Продавайте, куда хотите? Ищите новые рынки?

Но это же особый товар. Мясо и молоко имеют свойство портиться. На большие расстояние нужно будет возить сухое молоко и мясо шоковой заморозки. А это дополнительное оборудование, логистика и так далее. Вроде бы хорошо. Некоторые неповоротливые участники сектора АПК начнут шевелиться... Но всё же осадочек какой-то остаётся.

Хотя не всё так плохо. Проехав по Татарстану, увидел немало комбайнов «Полесье» на мехдворах. Значит, пока ещё АПК у нас один, союзный, а не два отдельных.

Порадовало и то, что экс-президент Шаймиев, бывший селянин, на встрече с журналистами улыбнулся по-татарски с доброй хитринкой. Сказал, что белорусы умеют производить отличное молоко, а это в сельском хозяйстве – не самое простое дело.