Единое миграционное и визовое пространство между Россией и Белоруссией — ещё один этап в развитии Союзного государства. О том, как Москва и Минск формируют такое пространство, с какими трудностями сталкиваются и какие соглашения уже подписаны, — ниже.

Давний вопрос

В повестке Союзного государства России и Белоруссии (СГ) миграционные и социальные вопросы являются одними из ключевых. Так, ещё в 2015 году на заседании Высшего госсовета СГ было подписано соглашение о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию государств-участников СГ и Соглашение о порядке обмена сведениями о гражданах двух стран, в отношении которых действуют ограничения на въезд.

Тогда российский президент Владимир Путин заявил о намерении подготовить соглашение о взаимном признании виз, выданных гражданам третьих стран.

«Условились продолжить работу по созданию единого визового пространства. В этих целях имеется в виду подготовить соглашение о взаимном признании виз, выданных гражданам зарубежных государств», — подчеркнул Путин.

Напомним, единое миграционное и визовое пространство предполагает беспрепятственное передвижение граждан обоих государств на территории СГ, гармонизированную миграционную политику, свободу перемещения граждан третьих стран, имеющих визы определённого типа, на территории СГ. На данный момент единая визовая система действует в зоне Шенгенского соглашения, в ряде стран Центральной Америки и Африки. Подобную идею сейчас обсуждают в странах Южной Америки и Персидского залива.

Хронология разногласий

Однако между государствами периодически возникают разногласия в миграционной сфере. Так, например, в январе 2017 года белорусский президент распорядился о введении пятидневного безвизового режима для граждан 80 государств. Это значит, что иностранцы из всех государств ЕС, США и других стран смогут беспрепятственно въезжать на территорию республики.

Тем самым белорусские власти рассчитывали стимулировать рост туристических поездок в страну. По данным белорусского министерства спорта и туризма, планировался рост туристических потоков до 20%.

Однако Москва к такому решению отнеслась настороженно. В РФ этот шаг восприняли неоднозначно, указав на то, что в рамках Союзного государства двух стран действует режим свободного передвижения. Получается, что иностранцы, въехавшие Белоруссию без визы, могут нелегально попасть на территорию РФ.

В феврале 2017 года Москва в целях создания необходимых условий охраны границы РФ установила пограничные зоны на границах с Белоруссией — в Псковской, Смоленской и Брянской областях. Затем с 15 мая белорусские рейсы в аэропортах РФ перевели в международные терминалы. Началась также проверка документов — прохождение контроля стало занимать значительно больше времени. Такое решение Москвы эксперты связывают с «украинским транзитом» — после того как прекратилось авиасообщение между Украиной и Россией, люди стали пользоваться аэропортом Минска как транзитным пунктом между двумя странами.

Решение России вызвало истерию в СМИ: медиа двух стран запестрели материалами о резком ухудшении двусторонних отношений, что, впрочем, является уже привычной реакцией на возникновение малейших разногласий внутри СГ.


Минский аэропорт стал хабом между Россией и Украиной

В ответ глава МИД России Сергей Лавров поспешил успокоить граждан СГ и представителей СМИ:

«Трагедию делать из этого не стоит. Эти шаги почему-то только сейчас стали привлекать внимание. Но они стоят уже достаточно давно. Несколько лет назад даже звучали всерьёз предложения по созданию комиссии по делимитации нашей границы. Слава Богу, удалось до этого не довести и сделать мягкий вариант упорядочения этой линии, создали комиссию по её картографическому оформлению», — заявил Лавров журналистам на совместном заседании коллегий внешнеполитических ведомств двух стран в июне 2017 года.

Что делается

Глава российского МИД вновь заострил внимание и на согласовании вопросов, связанных с въездом иностранных граждан, а также рассказал о готовящемся соглашении о взаимном признании виз.

В частности, Лавров отметил, что обсуждения миграционных и визовых вопросов между Москвой и Минском идут с 2008 года — со времён российско-грузинского конфликта.

«Тогда мы испытывали очень серьёзную террористическую и экстремистскую угрозу, которая проистекала из Панкисского ущелья. Граждане Грузии там проходили тренировку под началом очень нехороших людей, в том числе иностранцев. Тогда мы обратили внимание, что у нас с Грузией введён визовый режим, а у наших белорусских друзей такого режима не было. Но начавшиеся тогда консультации о единой визовой политике шли непросто», — отметил глава МИД РФ.


Панкисское ущелье было тренировочной базой террористов

Кроме того, уже согласован и ждёт одобрения Совмина Союзного государства план по формированию единого миграционного пространства.

«На недавнем заседании союзного правительства была одобрена программа совместных действий по формированию общего миграционного пространства до 2020 года. <…> Это важный шаг в создании единых подходов в этом непростом вопросе, учитывая, что у нас нет пока полного совпадения перечня стран, с которыми мы имеем тот или иной визовый режим, безвизовый, облегчённый визовый. Соглашение о едином визовом пространстве также в планах, и первым шагом на этом пути является договорённость, которую мы хотим согласовать, о взаимном признании виз. Это будет требовать каких-то профессиональных, технических, экспертных консультаций, которые мы сейчас начинаем. Но по достижении договорённости мы серьёзно продвинемся не только в формировании единого миграционного, но и единого визового пространства», — пояснял Лавров в своём интервью 23 июня.

В Белоруссии же отмечают, что переговоры по подписанию такого соглашения уже начались.

«В настоящий момент мы и наши российские партнёры признаём целесообразным, чтобы визы одного государства предоставляли иностранцам право на транзит через территорию другого государства. Это могло бы снять ряд практических вопросов, которые имеются у российской стороны к иностранцам, въезжающим на её территорию из Беларуси, — заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. — Речь идёт о том, как это оформить в международном правовом формате. Наши детальные предложения мы передали российской стороне в конце мая. <…> Сейчас переговорный процесс находится на начальной стадии».

В Минске подчеркнули, что сформирована межгосударственная межведомственная рабочая группа, которая будет составлять рекомендации по созданию единого миграционного пространства между РФ и Белоруссией.

К вопросу о едином миграционном пространстве Москва и Минск вернулись и 30 июня, когда в российской столице прошли заседания Высшего госсовета и Совета министров Союзного государства. В ходе мероприятий обсудили запланированное ещё в 2015 году единое миграционное пространство, включающее в себя и подписание документа о взаимном признании виз для граждан третьих стран. Когда такое соглашение будет подписано, иностранцы, получившие белорусскую визу, смогут въехать на территорию РФ и наоборот.

Так, на совместном мероприятии российский лидер напомнил о существовании особой службы, координирующей погранично-миграционные вопросы на территории Союзного государства.

«Что касается Пограничного комитета Союзного государства, мы поддержали предложение наших белорусских друзей о назначении на эту ответственную должность руководителя Государственного пограничного комитета Белоруссии Анатолия Петровича Лаппо. Думаю, нет необходимости напоминать, насколько важна работа этой службы для эффективного формирования единого миграционного и визового пространства Союзного государства...», — заявил в ходе заседания Владимир Путин.

Напомним, пограничный комитет является отраслевым органом Союзного государства, который занимается проведением согласованной политики в сфере охраны государственных границ стран-участниц СГ.

Примечательно, что пограничный комитет уже создал механизм отслеживания нежелательных к въезду в Союзное государство лиц.

«Система безопасности, выстроенная в рамках Союзного государства, действует очень чётко. Идёт обмен данными на уровне всех служб, не только пограничных. Если какие-то проблемные лица возникают на границе, они проходят фильтрацию. Меры безопасности, которые предпринимаются на территории Белоруссии, на границе России и Белоруссии, они адекватны той обстановке, которая складывается вокруг», — рассказал белорусский эксперт в сфере безопасности Александр Тищенко.

Что будет сделано

В июне 2016 года на заседании Совета министров Союзного государства был принят План мероприятий по формированию единого миграционного пространства (далее — План).

«Мы уже достаточно серьёзно сблизили наше законодательство в этой сфере. Между миграционными службами налажен обмен данными, но нужно всё равно выходить на более высокие формы взаимодействия. Проводятся, конечно, и совместные оперативные мероприятия. Но есть и проблема, которую мы сегодня обсуждали и по которой коллеги работали в рамках моего поручения в России. В Белоруссии тоже работали. Это лица из третьих стран — процедуры их въезда и пребывания требуют, конечно, иной степени контроля, что и предстоит дополнительно проработать, о чём мы сегодня договорились», — заявлял в ходе заседания российский премьер-министр Дмитрий Медведев.

В Плане содержатся как организационно-правовые, так и организационно-практические мероприятия, включающие дальнейшую гармонизацию законодательства России и Белоруссии в сфере миграционной политики, подготовку международных договоров в сфере миграции, информационное взаимодействие и сотрудничество.

В частности, План предусматривает подписание обсуждаемого с 2015 года соглашения о взаимном признании виз до конца 2017 года. Это позволит решить обострившиеся в последнее время проблемы пересечения гражданами третьих стран российско-белорусской границы.

Кроме того, вскоре будут разработаны сближенные процедуры и регламенты выдачи виз в двух странах, а также будет проработана возможность введения единой визы Союзного государства.

«В Плане предусмотрена разработка проекта Концепции миграционной политики Союзного государства и плана её реализации на период до 2025 года. Таким образом, План нацелен на дальнейшее развитие сотрудничества в сфере формирования единого миграционного пространства Союзного государства, решение новых задач, в том числе связанных с формированием единого визового пространства», — следует из сообщения официального сайта Постоянного Комитета Союзного государства.

Сложности преодолимы

Эксперты считают, что такое соглашение в рамках СГ — выход на более глубокое взаимодействие, однако процесс создания единого визового пространства, возможно, займёт не один год из-за несовпадения существующих визовых режимов РФ и Белоруссии.

Несовпадение визовых режимов выражается и в различной стоимости консульских сборов — российская виза для граждан ЕС стоит 35 € при обычном оформлении (до 10 рабочих дней).

При этом граждане ЕС могут въезжать в Белоруссию на пятидневный срок вовсе без виз, а виза на пребывание сроком до 30 дней обойдётся европейцам в 70 €. При срочном оформлении за два дня — 130 €.

По мнению многих экспертов, особую сложность при создании единого пространства составят политические аспекты — списки стран, с которыми Москва и Минск установили безвизовые отношения, значительно отличаются. Под вопросом остаётся и Абхазия — государство, чью границу россияне могут пересекать по внутреннему паспорту и чью независимость Белоруссия всё ещё не признала.

Кроме того, в мае 2017 года стал известно, что белорусские власти планируют до конца года подписать с ЕС соглашение об упрощении выдачи виз. В этом случае консульский сбор при получении шенгенской визы для белорусов уменьшится, а процесс получения станет значительно проще и быстрее. При этом белорусы смогут оформлять визы на долгие сроки — от трёх до пяти лет (на данный момент республика является мировым лидером по количеству выданных «шенгенов» на душу населения).

Тем не менее до 2025 года разногласия должны быть урегулированы, и создание единого визового и миграционного пространства в рамках СГ станет настоящим прорывом в наших отношениях и хорошим примером реальной интеграции.